- Сравнительный анализ спецификаций экзаменационной работы по химии ЕГЭ-2009 и ЕГЭ-2010
-
- Структура экзаменационной работы 2010г
- Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
- Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.
- Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.
- Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
- Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.
- Таблица 1
- Распределение заданий по частям экзаменационной работы 2010г
Части работы
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл
|
- % максимального первичного балла
- за данную часть работы от общего
- максимального первичного балла – 66
|
Тип заданий
|
Часть 1
|
30
|
30
|
45,4%
|
С выбором ответа
|
Часть 2
|
10
|
18
|
27,3%
|
С кратким ответом
|
Часть 3
|
5
|
18
|
27,3%
|
С развернутым ответом
|
Итого
|
45
|
66
|
100%
|
-
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (42 из 51), из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».
- Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа. Отличие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильного ответа.
- Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:
- а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
- б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.
- В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- 1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
- 2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).
- 3. Расчетные задачи.
- Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом, они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы:
- – задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;
- – задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);
- – расчетные задачи.
- Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:
- – объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;
- – проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
- В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности
- (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 3).
-
- Таблица 2
- Распределение заданий по уровню сложности
-
- Уровень сложности
- заданий
|
Число заданий
|
Максимальный балл за выполнение заданий каждого уровня сложности
|
- % от общего максимального
- балла (66)
|
Базовый
|
30
|
30
|
45,4%
|
Повышенный
|
10
|
18
|
27,3%
|
Высокий
|
5
|
18
|
27,3%
|
Итого
|
45
|
66
|
100%
|
-
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
- Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.
- Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.
- В части 2 верное выполнение заданий В1–В8 оценивается 2 баллами, заданий В9 и В10 – 1 баллом.
- Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.
- Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Поэтому приведенные в инструкции указания по оцениванию ответов следует использовать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.
- За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 66 первичных баллов.
-
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
- Структура и содержание части А
- Таблица 3
-
Задание
|
Проверяемые элементы содержания
|
Уровень сложности
|
Макс. балл
|
Полное совпадение с версией 2009
|
- Отличие от версии 2009г
-
|
А1
|
Современные представления о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
|
|
Б
|
1
|
-
|
В версии 2009 дополнительно присутствовала тема: «Изотопы»
|
А2
|
- Периодический закон и периодическая система химических элементов
- Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А3
|
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. Способы образования ковалентной связи. Характеристики ковалентной связи: длина и энергия связи. Образование ионной связи.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А4
|
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А5
|
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А6
|
Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А7
|
- Общая характеристика металлов главных подгрупп
- I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
- Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А8
|
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А9
|
- Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
- Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
- кремния.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А10
|
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А11
|
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А12
|
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А13
|
Взаимосвязь неорганических веществ.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А14
|
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А15
|
- Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
- Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов.
- Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А16
|
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А17
|
- Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
- Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А18
|
Взаимосвязь органических веществ.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А19
|
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А20
|
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А21
|
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А22
|
Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А23
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А24
|
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А25
|
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А26
|
Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А27
|
Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А28
|
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
|
|
Б
|
1
|
+
|
В версии 2009 дополнительно присутствовала тема: «Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы»
|
А29
|
Общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной и азотной кислот, чугуна и стали, метанола). Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Природные источники углеводородов, их переработка. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
А30
|
- Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
- Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции.
|
|
Б
|
1
|
+
|
-
|
-
- Структура и содержание части В
- Таблица 4
Задание
|
Проверяемые элементы содержания
|
Уровень сложности
|
Макс. балл
|
Полное совпадение с версией 2009
|
- Отличие от версии 2009г
-
|
В1
|
- Классификация неорганических веществ.
- Классификация и номенклатура органических соединений.
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В2
|
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В3
|
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В4
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В5
|
Характерные химические свойства неорганических веществ
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В6
|
- Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов.
- Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В7
|
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В8
|
- Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот;
- Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.
|
|
П
|
2
|
+
|
|
В9
|
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
|
|
П
|
1
|
+
|
|
В10
|
Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.
|
|
П
|
1
|
+
|
|
-
-
- Структура и содержание части С
- Таблица 5
Задание
|
Проверяемые элементы содержания
|
Уровень сложности
|
Макс. балл
|
Полное совпадение с версией 2009
|
- Отличие от версии 2009г
-
|
С1
|
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
|
|
В
|
3
|
+
|
|
С2
|
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
|
|
В
|
4
|
+
|
|
С3
|
Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
|
|
В
|
5
|
+
|
|
С4
|
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
|
|
В
|
4
|
+
|
|
С5
|
Нахождение молекулярной формулы вещества.
|
|
В
|
2
|
+
|
|
-
-
- Вывод: содержание, структура и система оценивания ЕГЭ по химии 2009г и 2010г идентичны.
-
-
- Анализ подготовили: О.В.Закаблук
- И.В. Берлова
-
-
|