-
- СЛАЙД 1
|
-
Выступление на ГМО учителей химии.
-
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
-
- Докладчик: Климова Светлана Николаевна (МОУ гимназия № 9).
-
- Дата:25.08.2011г.
-
-
-
-
-
-
|
-
- СЛАЙД 2
|
- Слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
- В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:
- Педагогические технологии как средство.
- Педагогические технологии как способ.
- Педагогические технологии как научное направление.
- Педагогические технологии как многомерное понятие.
- В классификации периодических технологий существует множество подходов:
- - по уровню и характеру
- - по философской основе
- - по основному методологическому подходу
- - по ведущему фактору развития
- - по научной концепции передачи и освоения опыта
- - по ориентации на личностные сферы и ключевые компетентности индивида
- - по характеру содержания и структуры
- - по виду социально-педагогической деятельности
- - по типу управления учебно-воспитательно-социальным процессом
- - по преобладающим методам и способам
- - по организационным формам
- - по преобладанию средств
- - по подходу к ребёнку и ориентации педагогического взаимодействия
- - по направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе
- - по категории объектов педагогического воздействия
- Мы с вами поговорим о классификации педагогических технологий наиболее полно реализуемом в современном образовательном процессе.
|
-
- СЛАЙД 3
|
- Современные образовательные технологии подразделяются на 9 основных видов:
- ПТ на основе личностной ориентации пед.процесса
- ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся
- ПТ на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- ПТ на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- Частнопредметные ПТ
- Альтернативные ПТ
- Природосообразные ПТ
- Технологии развивающего обучения
- ПТ авторских школ
- Каждая из этих 9 видов включает в себя несколько однотипных технологий, которые мы сейчас и рассмотрим.
-
|
-
- СЛАЙД 4
|
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Система Е.Н.Ильина
- Технология витагенного образования
|
-
- СЛАЙД 5
|
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология проектного обучения
- Интерактивные технологии
- Технология коммуникативного обучения
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей
|
-
- СЛАЙД 6
|
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- Технология программированного обучения
- Технология уровневой дифференциации
- Технология дифференцированного обуучения по интересам детей
- Технология индивидуализации обучения
- Коллективный способ обучения (КСО)
- Технологии групповой деятельности
- Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем
|
-
- СЛАЙД 7
|
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- Экология и диалектика
- Диалог культур
- Укрупнение дидактических единиц – УДЕ
- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
- Технологии модульного обучения
- Технологии интеграции в образовании
- Технологии концентрированного обучения
- Дидактическая многомерная технология В. Э. Штейнберга
|
-
- СЛАЙД 8
|
- Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
- Технология обучения математике на основе решения задач
- ПТ на основе системы эффективных уроков
- Система поэтапного обучения физике
- Технология музыкального воспитания школьников
- Авторские ПТ
|
-
- СЛАЙД 9
|
- Альтернативные технологии
- Технология продуктивного образования
- Технология вероятного образования
- Технология мастерских
- Технология эвристического образования
|
-
- СЛАЙД 10
|
- К природосообразным технологиям относятся:
- Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
- Природосообразные технологии обучения чтению и письму
- Природосообразная технология обучения иностранному языку
- Технология обучения детей с признаками одарённости
|
-
- СЛАЙД 11
|
- Технологии свободного образования включают в себя:
- Технология свободной школы Саммерхилл
- Педагогика свободы Л. Н. Толстого
- Вальдорфская педагогика
- Технология саморазвития
- Технология Дальтон-план
- Технология свободного труда
- Школа-парк
- Целостная модель свободной школы Т. П. Войтенко
- Но мы не будем останавливаться подробно на этих технологиях, так как всё это изложено в энциклопедии образовательных технологий (Г. К. Селевко)
- Мы с вами остановимся на технологиях, которые каждый из нас может использовать в образовательном процессе.
|
-
- СЛАЙД 12
|
Педагогика сотрудничества –это совместная развивающая деятельность взрослых и детей , скреплённая взаимопониманием , проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности
|
-
- СЛАЙД 13
|
- В педагогическом сотрудничестве выделяют 4 направления:
- Гуманно – личностный подход к ребёнку
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
- Концепция гуманистического коллективного воспитания
- Педагогизация окружающей среды
|
-
- СЛАЙД 14
|
- Гуманно – личностный подход представляет собой совокупность положений, определяющих отношение к личности ребёнка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие целостной совокупности качеств личности. Гуманно – личностный подход объединяет следующие идеи:
- - новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса (каждый реб. обладает способностями)
- - гуманизацию и демократизацию педагогических отношений (гуманизация-любовь к детям, вера в реб., сотрудничество, общение; демократизация-право реб. на свободный выбор, ошибку, свою точку зрения…)
- - отказ от прямого принуждения как метода, не дающего рез –тов в современных усл. (требовательность без принуждения, увлечённость рождённая интересным преподаванием…)
- - новую трактовку принципа учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей (отказ от ориентации на среднего ученика, поиск лучших качеств личности…)
- - формирование положительной Я – концепция (это система осознанных и неосознанных представлений о самой себе, на основе которых она строит своё поведение(положительная Я-концепция т. е. я нравлюсь, я способен…)
-
-
-
-
|
-
- СЛАЙД 15
-
|
- Реализация учителем личностного подхода
- Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.
- Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к себе.
- Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других недостатков ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка.
- Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому
- Завоёвывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть личностью
|
-
- СЛАЙД 16
|
- Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить сегодня детей:
- - содержание обучения рассматривается как средство развития личности
- - обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления
- - происходит объединение, интеграция школьных дисциплин
- - развивается вариативность и дифференциация обучения
- - Используется положительная стимуляция учения
- - используются авторские системы педагогов-новаторов(В.Ф.Шаталов-опорные конспекты, С. Н. Лысенкова – опережающее обучение и т.д.)
|
-
- СЛАЙД 17
|
- Концепция гуманистического коллективного воспитания
- - сочетание индивидуального и коллективного воспитания
- - превращение школы Знания в школу Воспитания
- -постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы
- - гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей
- -новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество,сотворчество, соуправление, сопереживание, сочуствие
- - развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности
- - возрождение русских национальных и культурных традиций
- -постановка трудной цели
-
|
-
- СЛАЙД 18
|
- Педагогизация окружающей среды
- Личность выпускника определяется совместным действием всех трёх источников воспитания: школа, семья, социальная среда (микрорайон)
- Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе её педагогизации, осознания того, что «общество живёт и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить»
|
-
- СЛАЙД 19
|
- Особое внимание хотелось бы уделить игровым технологиям, проблемному обучению, методу Шаталова
- Игровые технологии
- Игровые технологии в дошкольном периоде
- Игровые технологии в младшем школьном возрасте
- Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
(например: организационно – деятельностные игры, школа-театр, внеклассные ролевые игры, финансово-экономические деловые игры)
|
-
- СЛАЙД 20
|
- Проблемное обучение
- Частично – поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем. Учитель придумывает систему проблемных вопросов, которые должны вызывать затруднения уч-ся. Учитель должен придумать возможные «подсказки», он сам резюмирует главное, опираясь на ответы учеников
- Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её.
- Прообразом эвристического образования стал метод Сократа, который вместе с собеседником с помощью особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний
|
-
- СЛАЙД 21
|
- Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
- Метод жизненных заданий, метод исканий (основано в России в 1905г; советские педагоги делали упор на общественно полезную напрвленность проектов)
- «Дальтон – план Е. Паркхерст»(выполнение программы разбитой на подряды, где указывались разделы, литература…..)
- Кейс – стади (case – study) метод (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций.
|
-
- СЛАЙД 22
|
- Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов (учитель) и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
- В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком–нибудь собрании. Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
- Урок – проблемный семинар представляет соединение достоинств «творческой дискуссии» и «мозгового штурма» (проблема поиск варианта решения поиск аргументов отбор аргументов критика отбор решений способ реализации решений обсуждение подведение итогов)
- Психолого – педагогическое консультирование - специально организованный процесс общения, который может вывести из трудной жизненной ситуации.
|
-
- СЛАЙД 23
|
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
- Конспекты-схемы С. Д. Шевченко – это обычные схемы изучаемой темы, в которой чётко обозначено основное содержание, выделены основные понятия и факты. Систематизация всего пройденного материала проводится с помощью особого, синтетического конспекта. Это примерно такой же конспект-схема для изучения каждой темы, но более компактный.
|
-
- СЛАЙД 24
|
- Программное обучение – технология обучения, использующая обучающую «программу», то есть разветвлённую последовательность порций материала
- Программированный учебный материал представляет серию небольших порций учебной информации («кадров», «файлов», «шагов»,), предъявляемых учащимся в определённой логической последовательности.
- Главная идея программированного обучения – управление учением, учебными действиями ученика с помощью обучающей программы
-
-
|
-
- СЛАЙД 25
|
- Дифференцированное обучение – это
- 1) форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой, составленной с учётом наличия у них общих качеств
- 2) часть общей дидактической системы , которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых
- В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:
- - по возрастному составу
- - по полу
- - по области интересов (физмат,гуман…)
- - по уровню умственного развития
- - по уровню достижений
- - по личностно-психологическим типам
- - по уровню здоровья
-
|
-
- СЛАЙД 26
|
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.
|
-
- СЛАЙД 27
|
- Технологии групповой деятельности
- Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- подготовка к выполнению группового задания
- постановка задачи
- инструктаж о последовательности работы
- деление на группы
- раздача дидактического материала
- групповая работа
- знакомство с материалом
- распределение заданий внутри группы
- выполнение задания
- обсуждение результатов
- подведение итогов
- заключительная часть
- сообщение о результатах работы
-
|
-
- СЛАЙД 28
|
- Технология С. Н. Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее –в пределах урока, среднее - в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения)
- Материал усваивается в три этапа:
- 1) предварительное введение первых порций будущих знаний
- 2) уточнение новых понятий,их обобщение, применение
- 3) развитие беглости мыслительных приёмов и учебныхдействий
-
|
|
Мы с вами рассмотрели наиболее эффективно работающие технологии в предмете химия. Существует ряд других технологий применимых для нас, и они используются, но моей целью было напомнить об основных педагогических технологиях в свете новых требований к аттестации
|