Находится в разделах: ИЗО
Инструктивно-методическое письмо о преподавании изобразительного искусства в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 19:01

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании изобразительного искусства в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

 

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу.

В этой связи важная роль отводится предметам эстетического цикла как главным носителям информационной культуры. В современных условиях актуальным представляется переосмысление значимости духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения. Особенно велика в этом отношении роль изобразительного искусства, выступающего в образовательной среде инструментом формирования объективной гармоничной картины мира и способствующего верной ориентации подрастающего поколения в многоаспектном информационном поле.

Преподавание изобразительного искусства в школе является неотъемлемой частью общего образования и вносит значительный вклад в формирование личности современного всесторонне образованного человека, обеспечивая развитие его эмоционально-нравственной и сенсорной культуры, художественных и творческих способностей.

Предмет «Изобразительное искусство» - обязательный для изучения в начальной и основной общеобразовательной школе. В Базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений учебная дисциплина «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».

В 2009/2010 учебном году преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с новым государственным стандартом общего образования (2009) и Базисным учебным планом.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Московской области на 2009/10 учебный год на изучение предмета с 1 по 7 классы в 2009-2010 учебном году отводится 550 часов, по одному учебному часу в неделю. Часы, отведенные в 1-2 классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»(2 часа в неделю).В 8 и 9 классах рекомендовано изучение интегрированного учебного предмета «Искусство» (35 часов в год).

 

Учебные предметы «Искусство»

(Музыка и ИЗО)

Классы

Всего

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Количество часов в год ФБУП и РБУП

66

68

68

68

70

70

70

35

35

550

Примерный учебный план (годовой)

66

68

68

68

70

70

70

35

35

550

Примерный учебный план (недельный)

2

2

2

2

2

2

2

1

1

16

 

В новом образовательном стандарте (2009) Базисный учебный план называется Базисный образовательный план (БОП). Дело не только в изменении редакции. В БОПе заложены два ключевых нововведения. Первое, в Базисный план впервые включена внеурочная деятельность учащихся как важная составляющая часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников. Второе, в каждом классе выделяется в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность: на занятия спортом, физической культурой, на исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность. В этой связи рамки учителя изобразительного искусства значительно расширяются.

Согласно государственному стандарту общего образования изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Россия приступила к внедрению образовательных стандартов второго поколения. Учителю изобразительного искусства сегодня чрезвычайно важно знать, какие требования к преподаванию ИЗО предъявляют Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (2009 г.), и использовать новые подходы к работе. Содержание предмета «Изобразительное искусство» необходимо строить с учетом современных процессов обновления, происходящих в образовании.

Примерные программы "Изобразительное искусство" (2009 г.) для начального общего образования (1-4) и общего среднего образования (5-7) разработаны с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач развития творческого потенциала и формирования у школьников эстетического отношения к миру и коммуникативных способностей.

Учебный материал в примерной программе начальной школы представлен блоками: "Виды художественной деятельности"; "Азбука изобразительного искусства"; "Значимые темы искусства"; "Опыт художественно-творческой деятельности". Все блоки взаимосвязаны и построены по линии основ изобразительной грамоты, усвоение которой дает возможность качественного развития творческих способностей.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени - 16 учебных часов на 4 года. Этот резерв рекомендуется использовать на ознакомление школьников с художественной культурой и народными промыслами родного края - Московской области.

Учебный материал в примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования (5-7) представлен следующими разделами: «Пластические искусства (виды, жанры, стили)»; «Основы изобразительного искусства»; «Грамматика изобразительного искусства»; «Художественный образ в изобразительном искусстве»; «Беседы об искусстве».Число часов, отводимых на изучение того или иного раздела, может быть изменено и дополнено элементами народного искусства и художественной культуры Московского региона.

Примерные программы по изобразительному искусству стандартов второго поколения являются, прежде всего, примерными, что позволяет учителю компетентностно выстраивать преподавание предмета с учетом всех обстоятельств образовательного процесса, в том числе и региональных особенностей Московской области. Тем не менее, это не снимает ответственности учителя за качественную реализацию ключевых требований предмета, обозначенных в Примерной программе.

Предмет «Изобразительное искусство» представлен рядом учебных программ и учебно-методических комплектов, разработанных различными авторскими коллективами: Учителю изобразительного искусства предоставляется возможность сделать выбор варианта программы и ее методического обеспечения.

В учебном процессе могут быть использованы различные учебники, учебно-методические материалы, книги, пособия, но приоритет должен отдаваться образовательным технологиям, где конкретно обозначены цели и задачи обучения, развития и воспитания. Так, например, учитывая региональные особенности Московской области следует ориентироваться на традиционные программные направления авторов В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.М. Сокольниковой и др., где обучение направлено прежде всего на развитие личностных качеств и формирование духовно-нравственных художественно-эстетических потребностей; где творческие задания способствуют патриотическому воспитанию, любви к своей малой Родине, ее художественной культуре.

Программа

Учебники, рабочие тетради

Учебно-методические пособия

Программа «Изобразительное искусство», 1–9 классы (авторский коллектив под руководством В. С. Кузина).

1 класс

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 1 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2005.

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 1 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 1 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

2 класс

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 2 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2005.

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 2 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 2 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2007.

3 класс

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 3 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2005.

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 3 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2007.

4 класс

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 4 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2005.

 

  • Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 4 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005.

 

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в школе. 4 класс: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2007.

5-8 классы

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е. Изобразительное искусство. 5 класс: Учебник для общеобр. школ в 2 ч. 1 ч. – М.: Дрофа, 2009.

  • Ломов С.П. Изобразительное искусство. 5 класс: Учебник для общеобр. школ в 2 ч. 2 ч. – М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство. 5-8 кл. Ч. 1. Основы рисунка. Сокольникова Н.М. - Титул, 1996.

  • Изобразительное искусство. 5-8 кл. Ч. 2. Основы живописи. Сокольникова Н.М. - Титул, 1996.

  • Изобразительное искусство. 5-8 кл. Ч. 3. Основы композиции. Сокольникова Н.М. - Титул, 1996.

  • Изобразительное искусство. 5-8 кл. Ч. 4. Краткий словарь художественных ценностей. Сокольникова Н.М. - Титул, 1996.

 

 

Безусловно, при составлении авторских программ нельзя не учитывать положительный опыт программных разработок других авторов: Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.

В целом разработчикам программ в методических объединениях Московской области рекомендуется составлять авторские программы с акцентом на отечественную культуру, на художественные достижения малой родины, знакомить школьников с искусством Федоскино, Жостова, Гжели и др.

Для успешной реализации программы учителям изобразительного искусства при проведении уроков необходимо использовать активные формы обучения, применять разнообразный дидактический и иллюстративный материал, видеоматериалы, компьютерные учебные пособия и программы, мультимедийные презентации. Кабинет изобразительного искусства, должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности учащихся, предусмотренных учебной программой.

Отрицательной тенденцией в практике преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в образовательных учреждениях Московской области следует считать передачу уроков изобразительного искусства в 1-4 классах учителям начальных классов при наличии в школах учителей – специалистов изобразительного искусства.

Необходимо обратить внимание на то, что преподавание предмета «Изобразительное искусство» в первую очередь должны осуществлять учителя, имеющие соответствующую квалификацию и подготовку. Но если все-таки учитель начальных классов берет на себя ответственность вести уроки изобразительного искусства, то он должен пройти серьезную профессиональную и научно-методическую подготовку по данному профилю. Слепо внедрять в учебный процесс отдельные задания из разных учебников вне логической связи с целями и задачами обучения чрезвычайно опасно для развития ребенка.

При организации учебного процесса по изобразительному искусству, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

  • Стандартом общего образования по изобразительному искусству;

  • Примерными программами по изобразительному искусству;

  • Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по изобразительному искусству;

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2009-2010 уч. год.

Информацию о преподавании изобразительного искусства в школе можно получить, используя базы данных, сайты, справочные системы Интернет:

 
Рекомендуемая литература:
  1. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кунецова (проект) – М.: Просвещение, 2008.

  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – (Стандарты второго поколения). − М.: Просвещение, 2008.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: 1-4, 5-9 классы. В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2008, 2009.

Категория: ИЗО | Добавил: ymoc
Просмотров: 356 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]