Находится в разделах: История
Инструктивно-методическое письмо о преподавании истории в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 19:05

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании истории в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004г.).

Основное общее образование.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и соответственно Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Московской области в 2009/10 учебном году на изучение истории на ступени основного общего образования отводится не менее 350ч., с V-IX классы из расчета 2 ч. в неделю. Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно – параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V- VI, VII- VIII и IX классы) и крупных тематических блоков. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предмет «История»

Классы

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Количество часов в год ФБУП и РБУП

70

70

70

70

70

350

Примерный учебный план (годовой)

70

70

70

70

70

350

Примерный учебный план (недельный)

2

2

2

2

2

10

 

Историческое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точное название блоков).

Блок

Количество часов для V-IX классов

Что изучает история

Не менее 10 часов

История древнего мира

Не менее 45 часов

История средних веков

Не менее 30 часов

История России с древности до XV века

Не менее 30 часов

История нового времени

Не менее 48 часов

История России XVI- начала XX века

Не менее 72 часов

Новейшая и современная история

Не менее 24 часов

Новейшая и современная история России

Не менее 36 часов

Всего

295

Резерв

55

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V- VI, VII- VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

 

 

Что изучает история - не менее 10 часов

 

V- VI

140

История России (с древности до XV века) - не менее 30 часов

История древнего мира и История средних веков - не менее 75 часов

25

VII- VIII

140

История России (XVI- начала XX века) - не менее 72 часов

История нового времени (XVI- начала XX века) - не менее 48 часов

20

IX

70

Новейшая и современная история России - не менее 36 часов

Новейшая и современная история – не менее 24 часов

10

 

За счет учебного времени из этнокультурного (регионального) компонента (не менее 34 часов) предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края). Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ выделена курсивом, т.е. ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников общей школы. В Московской области в рамках основной школы рекомендуется изучение курсов «История Московской области», «Московская область – субъект РФ» и «Духовное краеведение Подмосковья».

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Следует обратить особое внимание на интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания. Это взаимодействие позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать и осмысливать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном и многоконфессиональном сообществе.

Среднее (полное) общее образование.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основано на идее двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт исторического образования для 3 ступени школы предусматривает существенные различия уровней усвоения истории.

Базовый уровень стандарта по истории ориентирован на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентировано на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Предмет "История

Классы

Всего часов за два года обучения

X

XI

 

 

Базовый уровень (ч. в неделю)

2

2

140

 

Профильный уровень (ч. в неделю)

4

4

280

 

 

Старшая школа (базовый) уровень.

Особенностью курса истории, изучаемого на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно – историческим процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов в современном мире. Тем самым базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы в X-XI классах реализуются в рамках двух курсов «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно – параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно – хронологическом подходе с приритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами важными с точки зрения социологизации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений и навыков.

С учетом социальной значимости и актуализации содержания курса примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

X

70

История России (с древнейших времен до XIX века) - не менее 36 часов

Всеобщая история - не менее 24часов

10

XI

70

История России (вторая половина XIX в. - начало XXIв.) - не менее 36 часов

Всеобщая история (вторая половина XIX в. - начало XXIв.) - не менее 24 часов

10

 

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику использования межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенным базисным учебным планом как обязательные. Тем самым предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного тематикой того или иного конкретного профиля.

Старшая школа (профильный) уровень.

Особенностью курса истории, изучаемого на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории на профильном уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческим процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов в современном мире.При углубленном изучении предмета особое внимание уделяется развитию навыков поиска информации, работе с ее различными типами, объяснению и оцениванию исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Таким образом, акцент делается не на усвоение все большего количества информации и способности воспроизводить изученный материал, а на овладение навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитие их коммуникативной культуры. При изучении курса на профильном уровне учителю следует привлекать дополнительные компоненты УМК, в первую очередь цифровые электронные ресурсы, картографические материалы.

Основные содержательные линии примерной программы в X-XI классах реализуются в рамках двух курсов «История России» и «Всеобщая история». Предполагается их синхронно – параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение на профильном уровне основывается на проблемно – хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных). Их ментальные и институциональные (политико – правовые, экономические, социокультурные) особенности.

С учетом социальной значимости и актуальности содержании курса истории примерная программа на профильном уровне устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов

Классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) в часах

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

X

140

История России (с древнейших времен до XIX века) - не менее 72 часов

Всеобщая история - не менее 48 часов

20

XI

140

История России (вторая половина XIX в. - начало XXIв.) - не менее 72 часов

Всеобщая история (вторая половина XIX в. - начало XXIв.) - не менее 48 часов

20

 

Реализация программы исторического образования профильного уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику использования межпредметных связей. Углубленное изучение истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей гуманитарной подготовки.

 

В связиспринятиемФедерального закона от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в частности проведения единого государственного экзамена» и необходимости организации целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ по истории целесообразно предусмотреть в календарно-тематическом планировании использование тестовых форм контроля знаний обучающихся.

При составлении календарно-тематического планирования учитель может опираться как на примерные программы, так и на авторские программы к учебникам, вышедшие не ранее 2004 года.Приоритет отдается программам, выпущенным к конкретным учебникам и составляющим единый УМК.

Особое внимание рекомендуется уделить учебнику нового поколения: под редакцией А.В. Филиппова «История России» (11 класс) (базовый уровень), который прошел экспертизу в Российской академии наук и Российской академии образования. В соответствии с действующими нормативными документами учебный курс «История России» (1945-2007 гг.) изучается во втором полугодии 11 кл. и рассматривается как логическое продолжение курса «История России в первой половине XX в.» вне зависимости от того, по каким учебникам изучалась первая половина XX века. Программа, тематическое планирование курса «История России» (1945-2007 гг.) и учебник рассчитаны на изучение в объеме не менее 26 часов. Этот объем учебного времени позволяет реализовать основные цели и задачи данного курса на базовом уровне. При необходимости объем учебного времени может быть увеличен за счет часов компонента образовательного учреждения.

При изучении историив школе особое место отводится элективным курсам. Элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса истории («углубленное» изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

В целях совершенствования обществоведческого образования в основной и средней (полной) школе и введения единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов руководителям методических объединений рекомендуется проанализировать результаты итоговой аттестации в формате ЕГЭ по истории 2009 г., сравнить их с предыдущими результатами и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по этим предметам.

Следует помнить, что 2010 год – год 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Немаловажное значение, способствующее воспитанию гражданина, имеет и год 80-летия Московской области (2009). В связи с этим, в ходе планирования учебно-воспитательной работы, задача учителей истории учитывать эти знаменательные даты.

В связи с характерными процессами, происходящими в современной исторической науке, возникла проблема совершенствования содержания и методов школьного исторического образования. Основами этого обновления должны стать пути совершенствования технологии проведения современного урока: принципы многообразия и дискуссионная рефлексия теоретических и содержательных альтернатив. Внедрение современных форм учебных занятий, основанных на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников. Основой методик преподавания должно стать многообразие точек зрения, дискуссионность как основной дидактический принцип. Особое внимание учителям истории следует обратить на формирование представлений у учащихся на процессы связанные со становлением суверенного Российского государства в конце XX- начале XXI вв., месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.

При организации изучения истории, выборе учебников и УМК рекомендуется руководствоваться следующими документами:

приказом МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Стандартом общего образования по истории; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/;

[Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Стандартом среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Стандартом среднего (полного) общего образования по «истории» на профильном уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/; [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Примерной программой по истории[Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «истории» [Электронный ресурс]: Портал Министерства образования и науки РФ. Режим доступа http://www.mon.gov.ru/;

Элективными курсами в профильном обучении: Образовательная область «История»/ МО РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004;

Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых МО РФ для общеобразовательных учреждений на 2006/07 уч. год // Вестник образования. - 2005. - № 4;

http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»

http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

http://www.rusarchives.ru- сайт «Архивы России»

http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» («Новейшая история России»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «История»

http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.school.edu.ru - Российский Общеобразовательный Портал

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция циф

Категория: История | Добавил: ymoc
Просмотров: 296 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]