Находится в разделах: Инструктивно-методические письма
Рекомендации для классных руководителей
30.12.2010, 12:47

Рекомендации для классных руководителей

(автор С.В.Кривцова,руководитель Центра практической психологии образования Академии Социального Управления, кандидата психологических наук)

 

Вы живете в окрестностях одного из самых больших мегаполисов мира и имеете дело с подростками и молодыми людьми. Это значит, что школа снова и снова будет заниматься темой массовых волнений, молодежных выступлений, акций протеста, потому что, хотим мы того или нет, в них будет участвовать молодежь, ваши подопечные. Сами по себе коллективные акции протеста, митинги, выступления не являются злом, эти явления свидетельствуют о демократии, об отсутствии тоталитарного строя в нашей стране. Проблемы появляются, когда, подстрекаемые экстремистами, подростки оказываются вовлеченными в бессмысленные, агрессивные, и часто смертельно опасные акции. Проблемой становится сам факт провокации, на которую они так доверчиво откликаются. Подростки дают себя использовать, потому что они еще не взрослые, их Я еще незрелое. Поэтому сегодня им так нужно, чтобы рядом был кто-то уже ставший зрелой личностью, человек с сильным Я. Им нужны вы, классный руководитель – профессиональный взрослый, который знает их как никто другой.

Кто из ваших учеников наиболее уязвим для провокаций на темах справедливости, отмщения? Кому нужно найти врага? Те, кому психологически плохо, кто плохо относится к самому себе, кто вынужден претерпевать унижение, агрессивное по отношению в себе отношение, травлю (может быть, со стороны родителей, а, может, в микрорайоне или в школе). Такого подростка трудно не заметить, если вы интересуетесь своим классом. Стресс и вытесненное страдание заставляет человека бессознательно искать помощи – отсюда его собственное провокационное поведение, агрессивные заявления, экстремистские лозунги. Кто еще легко поддается на провокации? Молодые люди, которые страдают от бессмысленности жизни. Слишком легкая жизнь «хорошо упакованного» молодого человека имеет тот недостаток, что не позволяет ему получить по-настоящему сильные переживания – их нет, потому что способность переживать глубоко и остро притуплена. А он в таких переживаниях нуждается, поэтому так легко поддается на эрзацы смысла – борьбу за справедливость в толпе единомышленников. Провокации будут повторяться снова и снова.

Что можно рекомендовать для предупреждения?
  1. Быть внимательным к психологическому состоянию своих учеников – расспрашивать их самих, их друзей, их родителей, чтобы быть в курсе их жизни, особенно это касается подростков, чье настроение и поведение неожиданно резко изменилось. Это всегда говорит о произошедшем событии, справиться с которым самостоятельно подросток не может. Бывает очень полезно посоветоваться со школьным психологом.

  2. Разговаривать сучениками о том, что им важно. Знать, что им важно, что их трогает. Как правило, это тема несправедливости во всех ее проявлениях. Давать ребятам высказаться, всем, особенно молчунам. Тот, кто выговорился, и был услышан, не пойдет бить «неверных».

  3. Учить замечать собственную агрессию, не позволять подавлять ее – тогда она обязательно взорвется аффектом. Приучать говорить о своей агрессии, когда она на стадии раздражения и недовольства, когда же ее накопиться столько, что она превратиться в ярость или ненависть, никакой самоконтроль и угрозы внешних санкций уже не помогут. Дайте детям такую подсказку в обхождении с агрессией (только сначала покажите им собственное умение пользоваться ею). Три вопроса, прежде, чем отвечать агрессивно. 1. Спроси себя: что именно мне угрожает (ведь агрессия – это субъективный индикатор замеченной угрозе), действительно ли этот человек или эта ситуация несет в себе угрозу? 2. Чему во мне это угрожает: достоинству, жизни, отнимает силы, время, - что подвергается угрозе, какая из моих ценностей? 3. Как я могу защитить эту ценность: только ответным агрессивным актом, или по-другому, например, через систему шагов, которая как в шахматах загонит противника в угол, правовым путем, привлекая кого-то в помощники и т.д. Может быть так, что иного пути, кроме агрессивного, нет. Тогда нужно выбирать его, но понимать при этом, что у выбора будут последствия. И понимая, ЧТО именно я таким образом защищаю. Тогда это будет поступок, нечто, что отражает достоинство личности, за что можно ответить перед людьми и собственной совестью. Покажите на собственном примере, что агрессия для вас самих – не аффект, а иногда ответственный вынужденный выбор.

  4. Показывать примеры обхождения с конфликтами авторитетного успешного человека. Увы, иногда таким человеком с их глазах будет кто-то другой, не вы сами. Пригласите на разговор о жизни и справедливости кого-то из своих учеников прежних лет, кого-то кем вы и сами гордитесь. Возможно, его точка зрения будет услышана подростками скорее, чем ваша.

  5. Давайте подросткам возможность пережить восстановление справедливости, которое бы произошло благодаря их собственным усилиям. Не только патриотические походы, но и обыденная жизнь школы дает для этого множество поводом, например, можно пойти в «началку» и проверить, нет ли там травли в отношении какого-то из малышей. Защитить его они вполне в состоянии - они же старше и сильнее.

  6. Чаще поднимайте острые темы – для них всегда найдется повод в нашей стране в наше время, слушайте, интересуйтесь мнениями ребят, искусно управляйте дискуссией, конфронтируйте, если нужно, главное будьте искренни: ваше настоящее подлинное Я – вот что нужно подростку, чтобы укреплялось его собственное Я.

Категория: Инструктивно-методические письма | Добавил: ymoc
Просмотров: 313 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]