Находится в разделах: География
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 - 2010 учебном году
24.11.2009, 20:17

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

о преподавании географии в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области

 

Цели, на достижение которых направлено изучение географии , определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010гг. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми умениями , развития познавательных интересов и творческих способностей , воспитания черт личности , ценных для каждого индивидуума и общества в целом. Главным условием решения этой задачи является выполнение государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (утвержден приказом №1312 от 9 марта 2004г.). В основу создания базисного учебного плана среднего (полного) общего образования 2004г. положена идея двухуровневого (базового и профильного) государственного стандарта общего образования по каждому учебному предмету. Каждый предмет может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения на базовом или профильном уровне.

Место учебного предмета « Географии» в ФБУП.

Основное общее образование.

Федеральным базовым учебным планом (ФБУП) 2004 г., на который переходят школы Московской области в 2009/2010 уч.г. предусмотрено изучение учебного предмета « География» на этапе основного общего образования в 6- 9 классах в количестве 245 часов.

 

Предмет

География

в ФБУП

Классы

VI

VII

VIII

IX

Всего

Примерный учебный план (годовой)

35*

70

70

70

245

Примерный учебный план (недельный)

1

2

2

2

7

* В ФБУП для общеобразовательных учреждений 35 часов учебного предмета « География» в 6 классе перенесены в региональный ( национально- региональный ) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности

Среднее общее образование.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основано на идеи двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

На этапе среднего общего образования отведено 70 часов на изучение географии за два года обучения в 10-11 классах. На изучение географии на профильном уровне отводится 210 часов за два года обучения в 10-11 классах.

 

Предмет "География”

Классы

Всего (год)

X

XI

X

XI

Базовый уровень (ч. в неделю)

1

1

35

35

Профильный уровень (ч. в неделю)

3

3

105

105

Для профилирования географии в старших классах имеется объем резервного времени в объеме 30 учебных часов , который предусматривает вариативность включения географии в социально- экономический и естественно- географический профили. Это обусловлено тем, что география- особый учебный предмет , который объединяет в своем содержании основы физической и социально- экономической географии , то есть естественно- научный и обществоведческий блоки В этой связи при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения.

Концептуальные основы образовательного стандарта по географии предполагают комплексный подход, синтез общеземлеведческого и страноведческого содержания географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии ( 8-9 классы) заменено в стандарте внутрипредметной интеграцией физико- географического и социально- экономического содержания с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства . Такой подход позволяет наиболее полно представить проблему « окружающая среда- общество- человек» и рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий на Земле. В основу содержания предмета на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества .

В старшей профильной школе ставятся совсем другие цели . На профильном уровне решается задача понимания учащимися места и роли географической науки в различных сферах жизни общества , а также подготовка учащихся к продолжению образования в выбранной области географии.

Деятельностный характер стандарта определяется, в первую очередь, требованиями к уровню подготовки . Требования стандарта по географии для основной школы направлены не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, но и умений правильно ориентироваться в нем – осваивать , оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации на основе разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества , социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережное отношение к природным богатствам , истории и культуре своего Отечества . Разработанный федеральный компонент стандарта по географии включает также содержание регионального ( национально- регионального) компонента– изучение географии своего края, области. Включение этого содержания в федеральный компонент объясняется тем, что изучение своей « малой» Родины , ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности . к своему району, к своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход.

Активная осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта. Такая деятельность формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни , сохранению окружающей среды и социально- ответственному поведению в ней ; адаптации к условиям проживания на определенной территории ; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

На основе федерального компонента государственного стандарта для основного и среднего (полного) общего образования составлены программы по географии. Примерные программы призваны сохранить традиции классического учебного предмета и , наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы , главным образом , в структуре содержания и организации обучения. Они служат ориентиром для учителя и администрации в условиях вариативности образования, с одной стороны, и его стандартизации – с другой.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи , предметные темы и содержательные блоки стандарта основного и среднего ( полного) общего образования по географии . Учебный материал , выделенный в стандарте курсивом , введен в основное содержание программ, но не включен в требования к уровню подготовки.

Примерная программа выполняет две функции. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «География».Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе , в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Последовательность разделов и тем в примерной программе носит рекомендательный характер. Содержание программ по географии достаточно универсально , что предоставляет возможность учителю создавать рабочие программы с учетом специфики образовательного учреждения. Программа создает широкие возможности для реализации различных подходов к построению курсов географии .

Программы включают также рекомендательный перечень практических работ. В рабочей программе учитель определяет и указывает количество, место итоговых и тренировочных практических работ по отдельным курсам. Итоговые практические работы проводятся по каждому крупному разделу или теме, но не более 10-12 по каждому курсу. Итоговые практические работы оцениваются у всех учащихся. Оценки за итоговые практические работы заносятся в классный журнал. Количество и тематика тренировочных практических работ определяется учителем. Оценки за тренировочные работы выставляются по усмотрению учителя. По усмотрению учителя отдельные практические работы, указанные в примерной программе могут быть заменены другими практическими работами. Отбирая содержание практической части программы, нужно ориентироваться на требования к уровню подготовки учащихся при усвоении стандарта географического образования базового или профильного уровней соответственно.

При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы следует иметь в виду, что разделы стандарта – « Источники географической информации» и « Природопользование и геоэкология» – универсальны . В этой связи в каждом курсе географии необходимо планировать раздел или тему , которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков. В программах по географии показаны возможности их включения в каждом курсе географии.

Особо следует остановиться на изучение географии в 6 классе. Примерная программа по географии в 6 классе ориентирована на освоение ее содержания за 2 часа в неделю . ФБУП выделяет на изучение федерального компонента содержания в 6 классе 1 час . В ФБУПе имеется так же специальная сноска , подтверждающая возможность привлечения еще 1 часа в неделю из вариативной части ( регионального компонента ) на изучение краеведческой составляющей содержания курса 6 класса. Выделенные часы из вариативной части ФБУПа возможно использовать для изучения краеведческого содержания в разных вариантах.

1 вариант позволяет часы , выделенные из вариативной части базисного плана, использовать для преподавания краеведческих модулей параллельно с изучением федерального компонента географического содержания . В этом случае в рабочей программе учителя ( на 2 часа) указываются темы и часы на изучение федерального и регионального компонентов содержания географического образования в 6 классе.

 

 

Темы и часы федерального компонента . Всего 35 час. за год

Темы и часы регионального компонента . Всего 35 час. за год

 

 

 

 

2 вариант предполагает часы ( 1 час- 35 час в год), выделенные из вариативной части базисного плана использовать для преподавания отдельного интегрированного курса «Краеведение», «Наш край». Программа краеведческого курса может быть разработана на основе программы регионального курса « Родное Подмосковье» и адаптирована к условиям конкретного образовательного учреждения.

При отсутствии такой возможности учебное время на изучение курса 6 класса можно перераспределить следующим образом:

Введение – 1 час;

Земля как планета- 4 часа;

Земная кора и литосфера –5 часов;

Гидросфера- 6 часов;

Атмосфера-6 часов;

Биосфера-3 часа;

Земля- планета людей;

Развитие географических знаний человека о Земле- 2 часа;

План и карта- 5 часов.

При этом основной идеей этого курса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека , ее изменяющей.

Следует отметить , что в заданиях уровня С ЕГЭ по географии проверяются умения проводить анализ топографической карты, определить размещения объекта на топографической карте с заданными в условии географическими свойствами путем логических рассуждений и обоснований. Кроме того, проверяются знания и умения чтения топографической карты : читать горизонтали, уметь определять масштаб карты , делать простейшие расчеты определения расстояний в масштабе , знать топографические знаки . Учащиеся должны показывать умения проводить простейшие построения профиля рельефа местности . В качестве одного из элементов верного ответа на задание С в критериях оценивания указывается: точность построения профиля в указанном масштабе по топографической карте , форма профиля ( соответствие формы профиля размещению горизонталей на топографической карте ),которые формируются в 6,7 классах . В работах ЕГЭ учащихся Московской области отмечается низкий процент полных ответов на эти задания , многие учащиеся к выпускному 11 классу к выполнению такого рода заданий не были готовы.

При составлении тематического планирования курса географии 6 класса особое внимание следует обратить на изучение темы "План и карта". При составлении календарно- тематического планирования в6-7 классах предусмотреть включение в поурочный контроль знаний по разделу "Земля как планета Солнечной системы" задания с применением решения задач. На значительной части уроков планировать время для выполнения работ по карте для развития пространственного воображения , также практических работ по чтению топографических карт и выполнению по ним инструментальных работ по построению профиля.

Сохранение количества времени на изучение географии в 6 классе ( за счет вариативной части базисного плана), усиление практической части на основе краеведческих знаний и умений создает необходимые предпосылки качественной подготовки учащихся к ЕГЭ по географии .

В 7 классе на изучение географии в ФБУПе выделяется 2 часа. Содержание реализует комплексный и страноведческий подход при изучении различных регионов мира. Гуманистический и культурологический подходы реализуются посредством изучения пространственного разнообразия жизни и деятельности людей, роли человека в географической среде. При этом усиливается значимость рассмотрения вопросов этического порядка в отношениях к природе и к людям. Таким образом ,география обеспечивает межкультурное взаимодействие, воспитание таких значимых в наше время черт личности как коммуникативность, толерантность.

При изучении курса « География России» в 8-9 классах формирование целостного представления об особенностях нашей Родиныдолжно проходить на основе комплексного подхода, показа взаимодействия трех основных компонентов : природы, населения, хозяйства России. В этой связи в программе изучения курса произошла структурная перестройка , предполагающая некоторое сокращение его общей части , при одновременном расширении регионального раздела. Основанная на этих принципах примерная программа по курсу рассчитана на 70 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе.

В 8 классе единого комплексного курса «География России» изучаются разделы : -особенности географического положения ;

-природа ;

-население;

-хозяйство (изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу).

В 9 классе продолжается изучение географии отраслей хозяйства, основная же часть времени отводится на изучение географии крупных регионов страны. Недопустимо сокращение количества часов на изучение географии России в 8 и 9 классах. По курсу « География России» ,основанному на комплексном подходе, в настоящее время подготовлены учебники и учебно- методические комплекты разных авторов, входящие в федеральный список учебников. Общеобразовательные учреждения и учителя имеют право выбрать учебно- методические комплекты для изучения учащимися курса «География России» с учетом условий своего образовательного учреждения.

В Подмосковье в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие образования Московской области на период 2006-2010гг.» ведется планомерная работа по обеспечению этнокультурными знаниями обучающихся в общеобразовательных учреждениях Московской области через внедрение учебно-методических комплектов, разработанных с учетом культурных, социальных, исторических традиций и особенностей развития Московской области. Учебно-методический комплект регионального курса «Родное Подмосковье» ( автор Л.Ф. Греханкина) разработан для 7-8 класса. В учебно-методическом комплекте заложены основы знаний о своеобразии Московской области . Программа регионального курса , до выхода из печати пока электронная версия учебного пособия для учащихся, методического пособия для учителя могут быть использованы учителями в учебно- воспитательном процессе для изучения в 7-8 классах отдельного курса «Родное Подмосковье», а также для подготовки программ краеведческих курсов и модулей в 6-9 классах.

Федеральный компонент государственного стандарта для старшей школы представлен на базовом и профильном уровне. На этапе среднего общего образования на базовом уровне ФГУПом отведено 70 часов на изучение географии за два года обучения в 10-11 классах .На изучение географии на профильном уровне отводится 210 часов за два года обучения в 10-11 классах.

Примерная программа по географии в старшей школе на базовом уровне направлена , прежде всего , на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими , воспитательными задачами . В ее основе лежит курс географии мира. Новизна подходов в стандарте и примерных планах состоит в расширении российской тематики. Заключительный курс географического образования в старшей школе завершает раздел « Россия в современном мире» Кроме того, учебный географический материал о России рекомендуется включать в содержание других разделов курса. Особо выделяется в базовом курсе специальный раздел « Современные методы географических исследований и источники географической информации.

Старшая школа (профильный уровень)

Профильное обучение- система специализированной подготовки, направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса, является средством дифференциации и индивидуализации обучения.

Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой географической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом.

Географию на профильном уровне выберут те учащиеся , которые хотят продолжить профессиональное образование или профессиональную деятельность в области географических наук. География – особая наука. Она объединяет в своем содержании основы физической географии, геологии, социально- экономической географии. В основной школе , а также на базовом уровне в старшей школе содержание географического образования построено на комплексной , интегративной основе , синтезируя два блока – физическую географию, социальную и экономическую .

Содержание же географического образования в старшей профильной школе , напротив, предлагает изучение основных отраслей географической науки и геологии как самостоятельных блоков содержания, а именно:

  • География как наука;

  • Введение в общую географию;

  • Введение в физическую географию;

  • Введение в геологию;

  • Введение в экономическую и социальную географию ;

  • Природопользование и геоэкология.

На профильном уровне учащиеся должны изучать все разделы стандарта. Однако , исходя из своей естественно- общественной сущности, география может изучаться как в естественных, так и в общественных , а также технологических профилях. В этой связи, учебное время , отведенное на отдельные блоки содержания в примерной программе на профильном уровне указано по минимально возможному его пределу ( не менее) . Кроме того , запланирован значительный объем резервного времени в 30 часов, что предусматривает возможность его перераспределения между отдельными блоками содержания для более глубокого их изучения в соответствующих профилях.

География в профильной школе представлена в: базовых предметах -физико- химического, химико- биологического профилей по 2часа в неделю для каждого профиля. В биолого- географическом, социально- экономическом профилях география представлена в профильных предметах до 6 часов в каждом профиле.

 

Место географии в ФБУП профильной школы.

профиль

Уровень

Кол-во часов

Общеобразовательный

базовый

10 кл.-1 час; 11 кл.-1 час.

Физико- химический

базовый

2 час за два года

Химико- биологический

базовый

2 час за два года

биолого- географический

профильный

6 час. за два года

социально- экономический

профильный

6 час. за два года

географический

профильный

6 час. за два года

Для перехода на профильное обучение в старшей школе МО РФ, авторами учебников разработаны рекомендации по использованию новых и действующих учебников географии на базовом и профильном уровне.

Разработаны программы элективных курсов для старшей профильной школы.

Предлагаемая тематика профильных курсов по географии в старшей школе, для которых разработаны программы и частично учебные пособия:

  • Введение в физическую географию.

  • Введение в геологию. ( программа Короновского И.В.)

  • Природопользование .

  • Геоэкология.( Программа РозановаЛ.Л. )

  • Введение в общую географию.( программа Л.Л. Розанова)

  • Глобальная география .

-Экологические проблемы нашей Земли (авт. программы Винокурова Л.Ф., Трушин И.К. Учебник глобальная экология )

  • Экологическая культура ( авт. программы Николина В.В.)

  • Урбаэкология ( авт. программы и учебника Камерилова Г.С.)

-Этногеография и этнокультурные районы мира ( авт. программы Лобжанидзе А.А.)

  • Политическая карта мира ( авт. программы и учебника Холина В.Н, Наумов А.С. )

- География человеческой деятельности ( авт. программы,учебника Холина В.Н.)

  • География Российского порубежья ( программа , учебник, тетрадь авт. Даньшин А.И., Елховская Л.И. и др.)

Для социально- экономического профиля подготовлены учебно- методические комплекты профильных курсов по географии:

  • « Коммерческая география» 1час в 10 классе и 1 час в 11 классе. Авт. Плисецкий Е.Л.

  • География. Профильный уровень 10-11класс ( всего 2 часа) авт . В.Н. Холина

Целью элективных курсов в системе профильного обучения является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы географической направленности могут составить компонент образовательного учреждения и в других профилях. Для этого можно взять программу по географии базового и профильного уровня для старшей школы и отобрать для элективного курса наиболее актуальные для данного профиля вопросы.

При отборе географического содержания для классов гуманитарного профиля необходимо учитывать психофизиологические особенности и познавательные интересы учащихся -гуманитариев. Гуманитарный компонент географического образования должен проявиться в экологическом , историко-искусствоведческом, литературном и региональном содержании . Например , для социально- гуманитарного и филологического профилей могут быть предложены такие элективные курсы по выбору: география религий; география населения; демография; география культур народов мира ;политическая карта мира; география и литература; страноведение .

Для художественно- эстетического профиля могут быть предложены элективные курсы по выбору :география и искусство; природа и искусство; география народных промыслов России и др.

При подготовке элективного курса в физико-математическом классе учитель географии должен усилить математический аппарат географии. Математический компонент в содержании географического образования реализуется в использовании методов математических доказательств в обосновании географических закономерностей и теорий; использовании математических графиков, для иллюстрации географических закономерностей; статистических данных для решения географических задач и т.д. Физический компонент географического содержания образования предполагает использование физических законов и теорий при объяснении некоторых географических закономерностей.

Для физико- математического , информационно- технологического профиля могут быть предложены элективные курсы по картографии, топографии, информационные технологии в построении карт.

Для агротехнологического профиля могут быть интересны элективные курсы: география сельскохозяйственных культур; земельные и биологические ресурсы; география почв; экологические проблемы России и своего края.

Для оборонно- спортивного профиля могут быть предложены элективные курсы географической проблематики: спортивное ориентирование; география туризма и туристические центры России, мира; топография и картография; география опасных природных явлений.

В соответствии с концепцией модернизации образования в 9 классах предполагается препрофильная подготовка . В Московской области для предпрофильной подготовки на кафедре естественнонаучных дисциплин Педагогической академии созданы программы межпредметных элективных курсов для предпрофильной подготовки ( авт. Л.Ф.Греханкина): «Заповедники России», «Ландшафты и человек», «География здоровья», «Рекреационные ресурсы и география туризма в России». Главной задачей таких элективных курсов геоэкологического профиля является интеграция предметных знаний о человеке, обществе , природе , характере и результатах их взаимодействия. Программа элективного курса « Заповедники России» знакомит с заповедными территориями – как уникальными природными объектами . Предпрофильные элективные курсы рассматриваются как один из возможных механизмов усиления в содержании образования деятельностного компонента. Поэтому программа элективного курса «Ландшафты и человек»( экологические проблемы своей местности) реализуется на практических занятиях естественнонаучного практикума и полевой практики. Изучению территориальных аспектов туризма, условий и ресурсов, обеспечивающих возможности разных видов туристической деятельности посвящен элективный курс «Рекреационные ресурсы и география туризма в России» . Программа междисциплинарного элективного курса «География здоровья» решает ряд образовательных и воспитательных задач, направленных на углубление знаний о здоровье человека, о среде обитания , о целях и способах охраны и улучшения здоровья человека.

В заключении следует отметить несколько методических советов учителям географии , начинающим работать в 2009/10 уч. году по ФБУП 2004:

1. Используйте возможности элективных курсов. В классах непрофильных по отношению к географии всегда найдется в силу тех или иных причин несколько учащихся, желающих изучать географию « для интереса, для себя» или с целью подготовки в непрофильный по отношению профильного класса ВУЗ. Для таких учащихся можно предложить ряд элективных курсов географической проблематики , но с учетом выбранного профиля обучения.

2. Статус непрофильной дисциплины обрекает географию в гуманитарных, физико – математических и др. классах на очень низкую мотивацию ее изучения для большинства учащихся. Повысить их интерес к географии можно, на наш взгляд, усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении.( в том числе на элективных курсах). Основной принцип такого подхода- география для жизни, «Жизнепригодная география», В классах гуманитарного профиля усиление гуманитаризации в обучении географии возможно, если максимально использовать приемы, методы и средства, характерные для гуманитарных дисциплин. В гуманитарных классах необходимо изменить и язык, на котором учитель объясняет материал учебного предмета, связывать его с литературными , художественными, музыкальными произведениями. Так, в школах и классах с изучением иностранного языка хороший эффект дает использование материала из иностранных источников. В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которых обучается большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным переживаниям, значительный эффект получается при использовании приема анимации, «очеловечивание» процессов и явлений. Общий способ достижения этой цели отражается в обобщенном названии «Художественный образ территории». Следует подчеркнуть, что учащиеся с удовольствием пишут сочинения , тем самым совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое географическое содержание.

Полный текст материала

Категория: География | Добавил: ymoc
Просмотров: 283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]