Находится в разделах: Биология, География
Интегрированная биогеографическая с элементами охраны природы маршрутная экскурсия
17.11.2011, 14:03

МОУ СОШ №2 имени В.Н. Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированная биогеографическая с элементами охраны природы маршрутная экскурсия с включением природных объектов и явлений, подлежащих изучению.

 

 

« Река Клязьма – географический объект.

Растения и река - связь живой и неживой природы»

 

6 класс

 

 

УчительгеографииКолобковаГ.И.

Учитель биологии Козлова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

г.Королев

2011

Пояснительная записка

Экскурсия - одна из форм организации работы по биологии, которая располагает большими возможностями для решения задач воспитания и развития учащихся во взаимосвязи. Формирует у учащихся систему взглядов на живую природу, отношений к природе. На экскурсии устанавливается связь теории с практикой. Привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые малодоступны изучению в классе. Учащиеся знакомятся с растениями в их естественной среде, выявляют приспособленность видов к совместному обитанию, взаимосвязи с факторами среды, определяют периоды жизни и развития изучаемых растений, распознают основные виды растений. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает учащихся в необходимости защиты растений от губительных воздействий человека.

Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.

Дляпервогоэтапахарактерна подготовка учителя и учащихся. Заранее продумываются возможности для получения максимума сведений о живой природе и ограниченного сбора объектов, чтобы не нанести ей вреда. Учитель определяет цель, место и время проведения экскурсии, задания для самостоятельной работы учащихся. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в сообщении учителем накануне темы и задач экскурсии, распределении по звеньям заданий для самостоятельной работы, проведении беседы о содержании и оформлении отчета, правилах поведения на экскурсии. Важно ориентировать учащихся на повторение соответствующего материала и чтение научно- популярной литературы.

Длявторогоэтапаэкскурсии характерна вступительная беседа учителя. Работа учащихся по заданиям под руководством учителя

Третийэтапвключает заключительную беседу, составление учащимися отчета.

Четвертыйэтаппредусматривает использование материалов экскурсии на всех последующих уроках. Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех её этапов.

Цель экскурсии: Формирование у учащихся представления о закономерностях взаимосвязи живой и неживой природы

 

Образовательные задачи: закрепить и расширить у учащихся знания о закономерностях живой природы, взаимосвязи живой и неживой природы; сформировать представление о реке Клязьма как географическом объекте.

 

Развивающие задачи: формирование умений и навыков исследовательской работы (наблюдения за явлениями природы, географическими объектами, ведение записей и зарисовок в плевом дневнике, выполнение измерительной работы), развитие памяти, мышления, воображения, любознательности, познавательного интереса к биологии и географии, формирование умения коллективной работы

Воспитательные задачи: воспитание любви и бережного отношения к природе, овладение элементарными практическими умениями по охране природы.

 

Местопроведения:речная долина (пойма, склон речного берега, овраги) реки Клязьма.

Продолжительность экскурсии: 3 часа

 

Оборудование: Планшет (полевой дневник, карандаш, ручка, линейка, ластик). Бутылка с пробкой, термометр для измерения температуры воды, воздуха, почвы, линейка для измерения толщины слоев в почвенном разрезе, эклиметр, нивелир, атлас определитель растений.

 

Предварительная работа учителя

  • Выбор времени проведения экскурсии

  • Посещение и выбор мест исследований

  • Подготовка инструктивных карточек с заданием

  • Предварительная работа с учащимися

 

Предварительная работа с учащимися

  • Объявление темы экскурсии;

  • Ознакомление с задачами экскурсии, характером работы и порядком оформления;

  • Разделение класса на группы ( экскурсия проводится дважды с каждым классом отдельно );

  • Изучение учащимися дополнительной литературы ( полевой атлас «Растения средней полосы Европейской части России, сбор картографического материала о реке Клязьма и её значении в жизни города, ведение фенологического дневника;

  • Знакомство с видовым составом растений: рассматривание гербарных образцов, фотоиллюстраций;

  • Правила поведения в природе;

  • Подготовка оборудования.

Ход экскурсии

I. Первый этап. ( Место сбора ).

1) Вводная беседа, закрепление правил поведения в природе;

2) Инструктаж о ходе работы, объяснение правил работы с инструктивными карточками.

 

II. Второй эта экскурсии.

  1. Рассказ учителя, чередующийся с самостоятельной работой учащихся.

  2. Задания для самостоятельной работы учащихся

Задание №1

Наблюдение за погодой

Дата

 

 

Место проведения экскурсии

 

 

Температура воздуха

 

 

Направление ветра

 

 

Облачность

 

 

Осадки

 

 

Тип погоды (прохладная, солнечная, безветренная т.д.)

 

 

Высота Солнца над горизонтом в полдень

 

 

Задание №2

Изучениерельефа

 

Какие формы поверхности есть на местности?

 

 

 

 

Какие горные породы видны на склоне?

 

 

 

 

Определить крутизну склона ( эклиметром)

 

 

 

Определить высоту склона

 

 

 

К какой стороне горизонта обращен склон?

 

 

 

Задание №3

Изучениеводместности

Направление течения реки

 

 

Скорость течения реки

 

На каком берегу по стороне горизонта мы находимся?

 

Какой берег крутой? Какой пологий?

 

 

Найти излучины реки ( меандры), пойму, старицу, зарисовать их

 

Определить прозрачность воды

 

 

Температура воды

 

 

Запах воды

 

Ознакомиться с местом выхода подземных вод на поверхность. Куда стекает вода источников?

 

 

 

 

Задание №4

Изучение природного комплекса (ПК)

1.Природныеявления

Время года

Фенологические наблюдения ( признаки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сезонные

явления в жизни растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Растительностьсклона

Жизненная форма растений

Представители

Баллы

Фено фаза

1.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

2.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

3.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

4.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

Особенности расположения растительности

Роль растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя шестибальную шкалу, определите обилие растений разных жизненных форм:

  • обильно – 6

  • очень много – 5

  • довольно много, разбросано – 4

  • изредка – 3

  • мало – 2

  • единично, очень мало –1

Определите фенофазу растений:

вег – вегетативное состояние,

б – бутонизация

ц – цветение,

п – плодоношение

3.Прибрежнаяиводнаярастительность

Жизненная форма растений

Представители

Баллы

Фено

фаза

1.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

2.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

3.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

4.

 

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

Особенности расположения растительности

Роль растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя шестибальную шкалу, определите обилие растений разных жизненных форм:

  • обильно – 6

  • очень много – 5

  • довольно много, разбросано – 4

  • изредка – 3

  • мало – 2

  • единично, очень мало –1

Определите фенофазу растений:

вег – вегетативное состояние,

б – бутонизация

ц – цветение,

п – плодоношение

4.Выявлениедеятельностичеловеканаучасткеисследования

Положительная

Отрицательная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 5

Наблюдаяжизньреки,сделатьвыводы:

Изменяется ли река с годами по сезонам?

 

 

 

 

 

Есть ли у реки законы развития?

 

 

 

 

 

Растения и река – связь живой и неживой природы

 

 

 

 

 

 

Предложить меры по улучшению природного комплекса

 

 

 

 

 

III. Третий этап экскурсии . ( подведение итогов ).

  • Обобщение результатов наблюдения

  • Подведение учащихся к выводу о многообразии растений в природе их совместном произрастании.

  • Каждое звено отчитывается о проделанной работе и сообщает результаты исследования.

  • Формулировка выводов работы.

 

IV. Четвертый этап экскурсии

  • оформление результатов экскурсии в виде реферата – выполняется по образцам работ учащихся в классе или дома.

  • Рассказ учащихся на уроке о результатах экскурсии (используя свои рефераты)

 














 

 

Категория: Биология | Добавил: ymoc
Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]