Сценарий мероприятия «Интерактивная интеллектуальная игра «Космос и космонавтика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Королева Московской области

Средняя общеобразовательная школа № 20

 

 

 

 

Сценарий мероприятия

«Интерактивная интеллектуальная игра

«Космос и космонавтика»

 

 

 

Автор: Н.А. Гуськова,

учитель физики

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

2015 год

 

Содержание:

 

  1. Введение. 3

    1. Цели и задачи. 3

    2. Формат игры. 4

    3. Почему космос и космонавтика. 5

    4. Участие членов научного общества учащихся. 5

  2. Основная часть. 6

  3. 1 этап – подготовка. 6

    1. Лекционный курс. 6

    2. Мини конференция. 7

    3. Формирование команд. 8

    4. Организация. 8

  4. 2 этап – игра. 9

    1. Объяснение правил. 9

    2. Ход игры. 11

    3. Перечень предлагаемых вопросов. 12

    4. Подведение итогов. 16

  5. Заключение. 17

  6. Список используемых источников. 19

  7. Приложения. 20

Введение

Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить обучающимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получили на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с обучающимися и во внеурочное время.

Осуществляя внеклассную работу в форме интерактивной интеллектуальной игры, я руководствуюсь тем, что это работа не только с обучающимися, уже проявляющими повышенный интерес к изучению физики и астрономии, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства обучающихся.

Цели и задачи

Цели:

образовательная: обобщить и систематизировать уже имеющиеся, а также дать новые знания обучающимся о космосе и космонавтике, о роли России в освоении космоса;

развивающая: развивать память, познавательную активность, логическое мышление, умение применять знания в новой ситуации и творческий потенциал обучающихся;

воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; создать творческую атмосферу и дух соревнования; развивать чувство патриотизма; укреплять чувство коллективизма.

Задачи:

  • развитие и укрепление чувства патриотизма к России, к наукограду Королеву;

  • формирование чувства гордости за достижения отечественной космонавтики;

  • формирование интереса к изучению физики и других наук естественного цикла;

  • развитие творческих способностей,

  • подготовка к продолжению образования и сознательного выбора профессии;

  • развитие у обучающихся научного мышления,

  • формирование в сознании школьников единой физической картины мира;

  • развитие познавательного интереса к развитию космической науки и промышленности, к работе градообразующих предприятий.

Принципы, которыми определяются содержание, форма, метод проведения интерактивной интеллектуальной игры:

  • принцип систематичности в подаче материала на подготовительном этапе;

  • принцип учета индивидуальных интересов и способностей обучающихся;

  • принцип занимательности;

  • принцип добровольности;

  • принцип массовости.

Формат игры

Формат, в котором проводится интерактивная интеллектуальная игра, основан на формате известной телевизионной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», давним поклонником которой я являюсь. Однако не надо полагать, что игра, которую я провожу уже не один год, является точной копией телевизионной игры. Есть существенные различия. Например: у нас нет «волчка», т.к. нет конвертов с вопросами, все вопросы представлены в электроном виде; одновременно в игре принимают участие не одна, а три команды, что существенно увеличивает количество участников игры; принцип начисления очков также существенно отличается, о чем изложено ниже в разделе «правила игры». Главным сходством с оригинальной телевизионной игрой является принцип непредсказуемости, т.е. выбор вопросов происходит не в строго определенной последовательности, как в классических викторинах, а методом случайного выбора. Никогда неизвестно какой вопрос выберет команда и как на него ответит. Этот принцип позволяет сохранить интригу до конца игры. Отдавая должное оригинальной телевизионной игре, формат которой взят за основу, мы условно называем нашу игру «Что? Где? Когда?». Под таким названием игра проходит уже четыре года, под таким названием она известна в школе. Наша игра имеет конкретную тематику в отличие от телевизионной игры, где тема не определена.

Почему космос и космонавтика

Несколько лет назад я решила провести серию игр «Что? Где? Когда?» по физике. Участниками игры были ученики 9 – 10 классов. Вопросы придумывали ученики 7 – 8 классов, я отбирала лучшие вопросы. Финальная игра пришлась на начало апреля и была посвящена российской космонавтике. И тогда я обнаружила, что дети, живущие в городе Королеве, очень мало знают о космонавтике, о космических полетах, о людях космоса, об исторических событиях, о космических исследованиях, о роли России в освоении космоса. Я решила по мере сил вести просветительскую работу в этом направлении. Таким образом, сложилась система, включающая в себя подготовительный этап и собственно игру. Таким образом, игра стала традиционной.

Участие членов научного общества

Я являюсь руководителем секции научного общества учащихся. Тема работы нашей секции «Космос и космонавтика. Достижения российских ученых в освоении космического пространства». Творческие проекты, выполненные членами общества под моим руководством, используются во время подготовительного этапа в качестве учебного материала, также при составлении вопросов и иллюстраций к ним. Также авторы проектов сами выступают перед семиклассниками. Кроме того старшеклассники – члены НОУ принимают непосредственное участие в организации игры. Они являются секундантами: ведут протокол игры, фиксируют счет, отсчитывают время, следят за подсказками. Таким образом, в подготовку и проведение игры вовлекается достаточно большое количество обучающихся, соблюдается принцип массовости.

 

Основная часть

1 этап – подготовка

Лекционный курс

Большую роль в успешности мероприятия играет его подготовка. На первом этапе подготовки проводится лекционный курс, на котором дети систематически знакомятся с материалом заявленной темы. На лекциях используются творческие проекты участников НОУ, занятия сопровождаются презентациями, являются наглядными. Материал подбирается соответствующий возрасту, излагается в доступной форме. Занятия проходят после уроков, поэтому их продолжительность не более 25 – 30 минут плюс 5 – 10 минут на вопросы и дополнения.

Некоторые темы лекционных занятий:

  • Солнечная система.

  • Прекрасное далеко.

  • История исследования космоса.

  • К.Э. Циолковский.

  • Первый искусственный спутник Земли.

  • 12 апреля – день космонавтики.

  • Животные в космосе.

  • Космос служит нам.

  • Техника в космосе.

Мини конференция

Мини конференция проводится на этапе подготовки и представляет собой занятие, на котором выступают старшие школьники. В данном случаи речь идет о конференции по теме «Женщины России в космосе», посвященной 50-летию полета Валентины Терешковой. Старшеклассницы подготовили мини проекты:

  • Женщины России в космосе.

  • Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.

  • Светлана Савицкая – женщина в космосе.

  • Елена Кондакова.

Выступление старшеклассниц имело большой успех среди семиклассников, дети слушали буквально затаив дыхание. И это очень важно как пример, как преемственность поколений школьников. Фотоматериалы представлены в Приложении 1.

Формирование команд

Следующий шаг – формирование команд. Каждый из трех седьмых классов формирует команду из шести человек, один из которых капитан, плюс два запасных игрока. Команда готовится к игре, самостоятельно изучая дополнительные материалы по теме. Команды готовят отличительные знаки (эмблемы, шарфы и т.д.). С этого момента члены команды превращаются из пассивных слушателей, иногда проявляющих активность (задают вопросы, дополняют), в активных участников процесса.

Организация

Организационный момент заключается в подготовки кабинета физики (условно назван – игровой зал), подготовке призов, памятных подарков, дипломов, сертификатов, распределение обязанностей секундантов. Дипломы 3-х степеней готовятся заранее. По окончании игры секунданты вносят в дипломы буквенное обозначение класса в соответствии с занятым местом. Электронные заготовки сертификатов также готовятся заранее. По окончании игры в сертификаты вносятся фамилии и сертификаты распечатываются.

Секунданты:

  • секундант, ведущий протокол;

  • секундант, ведущий счет игры;

  • секундант, следящий за временем на обсуждение;

  • два секунданта в игровом зале, следящие за подсказками;

  • секундант – фотограф.

 

2 этап – игра

Интерактивная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Космос и космонавтика», сценарий которой я предлагаю к рассмотрению, проходила 03 апреля 2015 года.

Участники игры:

  • Три команды по шесть человек (7 классы).

  • Секунданты (10 класс).

  • Болельщики (классные руководители, одноклассники).

  • Приглашенные гости (администрация, учителя, родители).

Место проведения – кабинет физики (игровой зал).

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации материалов игры на экране; компьютер для демонстрации счета игры на мониторе, секундомер, устройство для дачи звукового сигнала.

Участники занимают свои места: игроки – за столами (каждая команда вокруг своего стола); болельщики и гости – на стульях в некотором отдалении от игроков; секунданты – согласно обязанностям; учитель – место ведущего. На экране заставка риложение 2).

Учитель: добрый день. Мы начинаем нашу традиционную игру «Что? Где? Когда?». Сегодня наша игра посвящается юбилею первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Эпиграфом игры я выбрала слова Юрия Алексеевича:

"Облетев Землю на космическом корабле я понял как прекрасна наша планета. Люди, давайте беречь её!"

Примечание: прочитав эти слова, я особенно остро почувствовала их актуальность в наши дни.

Правила игры

Учитель: Прослушайте правила игры. (Полная электронная версия игры представлена в электронном приложении «Игра».)

Перед началом игры мы проведем жеребьевку. Капитана команд подойдут к столу и возьмут конверты. В конвертах номера: 1,2,3. Какой номер достанется, в таком порядке капитаны по очереди будут выбирать вопросы.

На экране открывается электронное приложение «Игра», где крупными значками указаны номера вопросов.

Учитель: 10 вопросов стоимостью 1 балл за правильный ответ, 60 секунд на обсуждение. В случае досрочного ответа, вы экономите 60 секунд, которые можете использовать при ответе на другой вопрос.

4 блиц вопроса, 3 вопроса по 20 секунд обсуждения. Внимание: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, сколько правильных ответов, сколько баллов в итоге. Любой блиц по вашему желанию вы можете объявить супер блицем. В этом случае за столом остается один игрок. Если игрок правильно отвечает на все вопросы, он получает бонус: плюс балл. Итого можно заработать 4 балла. В случае досрочного ответа, вы экономите 20 секунд, которые можете использовать при ответе на другой вопрос.

Вопрос от учителя. Это самый непредсказуемый вопрос, вопрос сюрприз. Подробнее от нем вы узнаете тогда, когда его выберете. Рискните – не пожалеете.

Вопрос «на ничью; задается при равном счете. Команды отвечают по очереди, принимается полный правильный ответ.

Один раз за игру можно взять помощь болельщиков (20 секунд).

Внимание болельщики: в зале сохраняется полная тишина. Выражать эмоции можно только после оглашения правильного ответа. В случае подсказки ответ не засчитывается, очко не присуждается. Нарушители удаляются из зала.

Ход игры

Учитель: Итак, мы начинаем. Капитаны, прошу приступить к жеребьевке.

Проводиться жеребьевка.

Учитель: капитан команды № 1 выбирайте вопрос.

Капитан выбирает вопрос, на экране открывается презентация выбранного вопроса. Оглашается вопрос, дается время на обсуждение, по окончании времени игрок, выбранный капитаном, дает ответ. На экране появляется правильный ответ, учитель его оглашает. В зависимости от ответа команде начисляются очки согласно правилам.

Учитель: капитан команды № 2 выбирайте вопрос.

Капитан выбирает вопрос, на экране открывается презентация выбранного вопроса. Оглашается вопрос, дается время на обсуждение, по окончании времени игрок, выбранный капитаном, дает ответ. На экране появляется правильный ответ, учитель его оглашает. В зависимости от ответа команде начисляются очки согласно правилам.

Учитель: капитан команды № 3 выбирайте вопрос.

Капитан выбирает вопрос, на экране открывается презентация выбранного вопроса. Оглашается вопрос, дается время на обсуждение, по окончании времени игрок, выбранный капитаном, дает ответ. На экране появляется правильный ответ, учитель его оглашает. В зависимости от ответа команде начисляются очки согласно правилам.

Учитель: завершен первый круг игры. Прошу секундантов объявить счет игры.

Секунданты объявляют счет игры. Аналогично проводится второй круг игры. После второго круга игры объявляется информационная пауза. Полная электронная версия информационной паузы представлена в Приложении 3.

Учитель: капитан команды № 1 выбирайте вопрос.

Аналогично проводится третий, четвертый и пятый круг игры.

Если есть команды с равным счетом, разыгрывается вопрос «на ничью». Как правило, даже если нет равного счета, дети просят разыграть вопрос на ничью», настолько высок уровень интереса и азарта. Отвечают все команды письменно, а затем зачитываются ответы.

Перечень предлагаемых вопросов

(Полная электронная версия вопросов представлена в электронном приложении «Игра». Образцы вопросов – в Приложении 4, образец одного из блиц вопросов – в Приложении 5. Вопрос от учителя – в Приложении 6. Вопрос «на ничью» - в приложении 7.)

Вопрос № 1

Кого из этих животных в Советском Союзе и России не запускали в космос?

(Кошек)

Вопрос № 2

Где на Земле лучше всего размещать космодромы? Почему?

(На экваторе, т.к. скорость вращения Земли больше)

Вопрос № 3

Какая часть Солнца видна при солнечном затмении?

(«корона» Солнца).

Вопрос № 4

На какой улице и в доме, под каким номером в нашем городе жил С.П. Королев?

(С.П. Королев жил в доме № 4 по улице Карла Либкнехта).

Вопрос № 5

Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? Почему?

(Нет, из-за невесомости вода будет принимать форму шара).

Вопрос № 6

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее. Перечислите планеты солнечной системы.

(Планеты земной группы: 1. Меркурий 2. Венера3. Земля 4. Марс. Планеты-гиганты: 5. Юпитер 6. Сатурн 7. Уран 8. Нептун).

Вопрос № 7

Когда был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? Назовите точную дату. (4 октября 1957 года).

Вопрос № 8

Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос.

(Алексей Леонов)

Вопрос № 9

В честь этого события в 1964 году в Москве был сооружен 99-метровый обелиск «Покорителям космоса» в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф. О каком событии идет речь? (Запуск первого искусственного спутника Земли).

Вопрос № 10

Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)

__________________________________________________________________

Блиц № 1

Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

(Николай Коперник)

Назовите ученого – основоположника российской космонавтики.

(К.Э. Циолковский)

Назовите главного конструктора первых советских космических кораблей.

(С.П. Королев)

Блиц № 2

Можно ли на Луне пользоваться компасом? Почему?

(Нельзя. На Луне нет магнитного поля.)

Сколько времени будет гореть спичка на Луне?

(Вспыхнет и погаснет, т.к. на Луне нет атмосферы.)

Сколько воды в лунных морях?

(На Луне нет воды)

Блиц № 3

Сколько времени длился полет Ю.А. Гагарина?

(108 мин.)

Какое внеочередное звание получил за полет Ю.А. Гагарина?

(майор)

Как связана дочь Юрия Гагарина Елена с Московским Кремлем?

(Елена Юрьевна Гагарина является директором музея «Московский Кремль»).

Блиц № 4

Назовите год и месяц полета Валентины Терешковой, (Июнь 1963).

Сколько раз летала в космос Светлана Савицкая?

(два раза).

В какой школе нашего города училась Елена Кондакова? (в школе № 16)

Вопрос от учителя.

Если вы правильно и полно ответите на все вопросы, вы можете взять дополнительный вопрос за дополнительный балл. Но решать надо сейчас.
Берете дополнительный вопрос?
При правильном ответе на все вопросы бонус 1 балл.

Внимание вопрос:

Перед вами женщины космонавты нашей страны

В чем «уникальность» каждой из них?

Ответ:

  1. Валентина Терешкова- первая женщина космонавт.

  2. Светлана Савицкая – первая женщина, которая вышла в открытый космос.

  3. Елена Кондакова в 1994 году установила женский рекорд по продолжительности полета (169 суток 05 часов 21 минута 35 секунд).

Дополнительный вопрос:

Когда состоялся полет Елены Серовой?

Ответ:

Осенью 2014 года.

Вопрос «на ничью»

За время подготовки вы получили много информации и о солнечной системе, и о космонавтике и даже о возможности переселения в космос.

Внимание вопрос.

Что находится в лаборантской??? Надо дать точный полный ответ.

Ответ: в лаборантской находится и бережно хранится макет «Несуществующая планета», изготовленный Месяновской Алиной во время работы над проектом «Прекрасное далеко». Макет вносят в кабинет.

Примечание: во время подготовки я показываю детям этот макет.

Подведение итогов

Учитель: закончились все вопросы. Осталось подвести итоги. Секунданты берут небольшую паузу для подведения итогов и подготовки документов. В это время каждая команда, посоветовавшись с классным руководителем и болельщиками, выбирает лучшего игрока своей команды.

Подводятся итоги, оглашается счет игры, вручаются призы.

Лучшие игроки получают памятные подарки.

Команды, занявшие 2 и 3 места, награждаются дипломами 2-ой и 3-ей степени, игрокам вручаются памятные подарки и сертификат « плюс балл к текущей оценке по физике».

Команда, занявшая 1 место, награждается дипломами 1-ой степени, игрокам вручаются призы и сертификат « текущая оценка 5 по физике».

Наградные материалы – Приложение 8.

Учитель: вот и закончилась наша игра. Подведены итоги, вручены призы. Подходит к концу наша работа по знакомству с вопросами космоса и космонавтики. Нам еще предстоит экскурсия в музей РКК «Энергия» или Центр Управления Полетами. В заключении хочу сказать, что в освоении космического пространства Россия была, есть и, я в это твердо верю, будет впереди планеты всей.

Всем спасибо! До свидания.

Фотоальбом игр разных лет представлен в электронном приложении 1.

Заключение

В основе организации внеклассной работы в современной школе лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, оптимальное сочетание теории с практикой, учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня предшествующих знаний и умений, сочетание добровольности в выборе и обязательности в выполнении запланированной работы.

Интерактивная интеллектуальная игра в выбранной мною форме является интересной и доступной для школьников среднего и старшего возраста. Изменяя содержание вопросов соответственно возраста, я проводила игру для параллелей с 7 по 11 класс с неизменным успехом. Если рассматривать весь процесс целиком, начиная с подготовительного этапа, то ясно прослеживается следующая динамика. При неименной ведущей роли учителя школьники из малоактивных слушателей на этапе подготовки превращаются в активных равноценных и равноправных участников творческого процесса. Эмоции и желание победить иногда настолько захлестывают, что некоторую активность приходится сдерживать, что не нарушить ход игры.

Я считаю, что внеклассная работа вообще и интерактивная интеллектуальная игра в частности приближает меня к решению разнообразных воспитательных задач:

  • Повышение воспитательного воздействия внеурочной деятельности;

  • Развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

  • Усиление практической направленности знаний;

  • Формирование у школьников устойчивых умений и навыков;

  • Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися;

  • Всестороннее развитие личности ученика;

  • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления;

  • Воспитание у школьников умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Использование игровых и компьютерных технологий позволяет сделать внеклассную работу более динамичной, интересной, увлекательной и современной.

Если кто-то из школьников после игры возьмет в руки книгу или захочет посмотреть познавательную программу по телевизору, или решит посетить музей, чтобы узнать что-то новое, если кто-то задумается о выборе профессии или решит связать свою будущую деятельность с работой на градообразующих предприятиях города, то все усилия затрачены не зря.

 

Список используемых источников

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. – М.:АСТ: Астрель, 2010.

  2. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания/ Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1983. – 142 с.

  3. Кузнецов, В.И. Принцип активной педагогики/ В.И. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 95 с.

  4. Лебедев, В.В. Мое измерение. Дневник космонавта. – М.: Наука, 1994. – 432 с.

  5. Научно – популярный общественно – политический журнал «Российский космос» МАКД/ МАКД. Периодическое издание.

  6. Никишов, А.М. организация воспитания школьников/ А.М. Никишов. – М.: Просвещение, 1995. – 58 с.

  7. Физика. 7 – 11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия/ авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.

  8. Щуркова, Н.Е Педагогические технологии/ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

  9. http://www.federalspace.ru

  10. https://ru.wikipedia.org

 

19

 

Категория: Физика | Добавил: ymoc (09.09.2015)
Просмотров: 10276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]