Пишем сочинение с удовольствием!

Пишем сочинение с удовольствием!

(О развитии навыков письменного речевого общения)

Любовь Николаевна Медведева, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия №17, г. Королёв Московской области.

С интересом прочитала статью Рустама Курбатова «Писать и думать от себя» в журнале «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» (№21, 2009 г.). Смысл ее сводится к следующему: «Испытавший в школьном возрасте страх письма, ребенок не пытается свою мысль выразить в слове, а мысль без слова не живет долго. Запрет на письмо «от себя» означает запрет на мышление».
С горечью согласилась с автором. Действительно, раньше, когда еще не учили штамповать тексты из двухсот слов, ребята откровенно делились своими мыслями, переживаниями, наблюдениями, и за живым словом был виден живой человек.
Страшно потерять творческого, свободно мыслящего человека, что уже сказывается на уровне речевой и общей культуры страны. Поэтому хочется поделиться некоторыми приемами развития творческих способностей учащихся на уроках развития речи.
Сначала познакомим учащихся с теоретическими выкладками. (Изучив на первом занятии предложенные материалы, дети, работающие по группам, рассказывают, что они поняли и запомнили.)
I. Материал для первой группы детей:

Мозг человека имеет асимметричное строение, и функции левого и правого полушария существенно различаются. В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления.


Функции полушарий большого мозга (межполушарная асимметрия)

Левое полушарие

Правое полушарие

Абстрактное мышление

Конкретное мышление

Речь. Логические и аналитические функции, опосредованные словом

Улавливание эмоциональной окраски, особенностей речи

Формирование наиболее сложных двигательных актов

Правильная оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух

Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание

Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие

Последовательное восприятие

Конкретное узнавание

Аналитическое восприятие, математические вычисления

Целостное восприятие (гештальт)

Оценка временных соотношений

Оценка пространственных отношений

Установление идентичности стимулов по названиям

Установление физической идентичности стимулов

Установление сходства

Установление различий

Управление органами правой половины туловища. Получение информации пространства справа

Управление органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева



Б. Сергеев

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.


Вывод учителя: Наш мозг состоит из правого и левого полушарий. Левое отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени, оно действует прямолинейно и является ведущим. Человек, у которого хорошо развито левое полушарие, отличается четкостью действий, логикой.
Правое полушарие более загадочно: в нем рождаются чувства и эмоции, мечты и фантазии. Зародыши творчества таятся именно здесь.
II. Материал для второй группы детей:
Каждый день вы встаете в одно и то же время, идете в школу, выполняете домашнее задание, гуляете – нашей жизнью руководят шаблоны. С одной стороны, это хорошо, не надо напрягаться и тратить энергию на принятие решений. С другой – наступает момент, когда творческая энергия человека затухает. Творческие люди не могут существовать в стандартных рамках. Чтобы создавать новое, чтобы испытать вспышки озарения, эти люди должны «отключить» в себе привычную модель поведения.
Альберт Энштейн считал, что воображение гораздо важнее знаний, и утверждал, что мыслит образами, доверяет своей интуиции. Когда после смерти вскрыли мозг гениального физика, то оказалось, что размер правого полушария у него  превосходил размер левого. С точки зрения теории психологических типов, психологический тип Эйнштейна, по-видимому, интуитивно-мыслительный. Интуиция и образное мышление у Эйнштейна превосходили логику. Почему? Более продуктивна была работа правого полушария.
Примечание: Альберт Энштейн – автор теории относительности
Энштейн и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.
Вывод учителя: Существуют версии, что композитор слышит сначала музыку в себе, художник видит еще не написанную картину. Многие творческие люди говорят, что словно кто-то свыше руководит ими. Озарение, которое может к нам прийти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария

Теперь попробуем сделать вывод относительно развития творческих способностей человека.
III. Материал для третьей группы детей. Вывод, сделанный учащимися и учителем:
Представьте себе: в группе есть один умный, очень уверенный в себе человек, но недостаточно креативный. И имеется тихоня, у которого рождаются очень оригинальные идеи. Что будет происходить при обсуждении какого-нибудь вопроса? Умный, властный просто заткнет рот робкому, не даст ему вставить и слова. Что нужно сделать хорошему руководителю, чтобы тихоня высказал свои идеи? Наверное, отослать куда-нибудь шумного и уверенного и внимательно выслушать робкого.
То же самое нужно совершить, чтобы стать творческой личностью: заглушить на время голос левого полушария и дать слово правому.
Примечание: креативный – 1) творческий, оригинальный, необычный; 2) качественный, красивый, модный; 3) новый, неповторимый, уникальный.
Обобщение учителя: В обществе деловых людей ценятся логика, ум, знания, поэтому желающие добиться успеха в жизни стараются развивать левое полушарие. Мечты, фантазии, игра воображения в нашем прагматичном обществе не очень-то приветствуются. Но без умения раздвигать границы реального мира вы никогда не станете творческим человеком.
Постановка задачи перед учащимися:
Если вы хотите разбудить в себе творческие способности, надо развить воображение. Чтобы стимулировать свой творческий потенциал, есть разные приемы.
Первое задание:
Двум группам учащихся дано одно задание: придумать как можно больше эпитетов к существительному, например, береза.
(Перед первой группой лежит плакат: на светло-зеленом фоне нарисовано 12 темно-зеленых крестов. Перед второй группой находится такой же плакат, только один крест на нем желтый)
Вывод учителя: Немецкий психолог Йенс Ферстер из Международного университета в Бремене провел подобный эксперимент. Результаты оказались поразительными: те, кто находился перед креативным изображением, придумали намного больше и ответы были намного оригинальнее. Подсознание зафиксировало необычайное изображение и дало толчок к развитию творческой мысли.
Второе задание:
Взять двойной лист, поднять над ним свою левую расслабленную руку, непроизвольно опустить ее на лист, обвести карандашом. Затем записать рядом на листе первые пять пришедших в голову слов, выбрать слово, которое наиболее симпатично, записать его на новой строке.
Это слово служит названием темы, которую надо раскрыть. (Практика показывает, что такие сочинения наиболее яркие и интересные)
Третье задание: пишем левой рукой, если вы правша, и наоборот, если левша.
Объяснение учителя: Поскольку правое полушарие управляет действиями левой руки, это поможет извлечь на поверхность область бессознательного.
Писатели часто используют другую руку, чтобы найти нужную метафору или образ. Многие художники считают этот прием полезным и время от времени рисуют другой рукой. После этого работа становится спокойной и более спонтанной.
Итак, пишем фразу: «Я ищу красивую метафору, яркий образ». Затем объявляется тема ( например, описать розу стихами).
Четвертое задание свободные ассоциации.
Объяснение учителя: Когда вы мечтаете, долго гуляете по пустынному пляжу, сидите перед огнем или смотрите на текущую реку, замечаете, что мысли бегут без вашего участия. Одна сменяет другую. В этот момент именно правое полушарие управляет ходом ваших мыслей.
(Перед детьми ставится зажженная свеча, глядя на которую в течение десяти минут, они записывают приходящие в голову мысли. Это упражнение повторяется регулярно каждую неделю, чтобы отследить, насколько богаче становятся ассоциации с течением времени.)
Пятое задание - развитие воображения.
Объяснение учителя: Правое полушарие «мыслит» не через слова, а с помощью образов, метафор, символов. Чтобы возросла сила вашего воображения, надо чаще представлять себе места и действия, которые вам не знакомы. Например: вообразите, что вы гуляете по лесу, рассматриваете зелень деревьев, слушаете пение птиц. Вам нужно босиком перейти небольшой ручей – по плоским камням, нагревшаяся на солнце вода приятно освежает ступни ног. Затем вы попадаете на красивую полянку, полную цветов и ароматных трав. Вы отдыхаете на ней, любуясь окружающими видами, затем удаляетесь в чащу. Свернув с тропинки, вы видите небольшой домик. Заходите в него. Сначала кажется, что там никто не живет. Потом вы видите в углу сидящего старичка с клюкой. Он стар и слеп, он просит вас рассказать о мире, городе, в котором вы живете, о вашем путешествии. Это тема сочинения.
Шестое задание музыкальное.
Объяснение учителя: Исследования показали, что существует тесная связь между спокойствием и творчеством. Когда человек испытывает тревогу, он не хочет рисковать, полагается на стереотипы. И наоборот, когда ему легко и спокойно, ищет новые пути, необычные подходы.
При написании сочинения на следующую тему надо подобрать и включить музыку, настраивающую на гармоничное состояние духа.
Итак, ослабление доминирующего действия левого полушария даст возможность проявиться правому, увеличивая способность мозга к нестандартному мышлению. Объявляется тема сочинения.
Учитель для урока может подобрать аналогичные задания.
Хочется верить, что столь несложные, но непривычные задания помогут не только разбудить творческие способности учеников, но и вызвать интерес к письму «от себя», а со временем развить навык письменного речевого общения.
Категория: Русский язык | Добавил: ymoc (14.09.2011)
Просмотров: 4731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]