Инструктивно-методическое письмо о преподавании мировой художественной литературы в 2009 - 2010 учебном году

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07


Инструктивно-методическое письмо

о преподавании мировой художественной литературы

в 2009 - 2010 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Московской области


Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является выполнение Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.) и Федерального базисного учебного плана (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).

Среднее (полное) общее образование

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. в его инвариантной части основного общего образования (вторая ступень) на изучение учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» отводится по 1 часу в неделю в 5-х, 6-х, 7-х классах (всего 35 час. в год), на изучение интегративного курса «Искусство» в 8-х и 9-х классах по 1 часу в неделю (всего 35 час. в год).

Обязательный минимум содержания программы «Мировая художественная культура» обобщает знания, полученные на уроках предметной области «Искусство» – «Изобразительное искусство» и «Музыка».

Изучение предмета «Мировая художественная культура» осуществляется в среднем (полном) общем образовании на его третьей, завершающей ступени в 10-х и 11-х классах на двух уровнях – базовом и профильном. На базовом (универсальном непрофильном) уровне в 10-х и 11-х классах на изучение МХК отводится 1 час. в неделю (всего 35 час. в год).

К профильным направлениям в ФБУП 2004 г. относятся: социально-гуманитарный профиль, филологический профиль, художественно-эстетический профиль. Предмет МХК в данных профилях входит в состав федерального компонента и относится к базовым учебным предметам. В социально-гуманитарном и филологическом профилях на изучение МХК в 10-х и 11-х классах отводится 1 час. в неделю (всего 35 час. в год); в художественно-эстетическом профиле на изучение МХК в 10-х и 11-х классах отводится

3 час. в неделю (всего 105 час. в год).

Извлечение из Федерального базисного учебного плана РФ 2004 г.

Учебный предмет/ уровень, классы

Количество часов в неделю

Базовый

Всего за два года

10

класс

11

класс

Мировая художественная культура

1

1

70



Учебный предмет/ уровень, классы

Количество часов в неделю

Профильный

Всего за два года

10

класс

11

класс

Мировая художественная культура


Социально-гуманитарный профиль

1

1

70

Филологический профиль

1

1

70

Художественно-эстетический профиль

3

3

210


Программно-методическое обеспечение преподавания предмета МХК (рекомендации по использованию учебников)


Классы

Уровень/кол-во часов

в год

Программа

Учебник

10

класс

Базовый

35 час.

Мировая художественная культура

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) 10 класс. (первый список федерального перечня)
Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень) 10 класс. (второй список федерального перечня)
Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень) 10 класс. (второй список федерального перечня)
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый уровень) 10 класс. (первый список федерального перечня)

Профильный


35/105 час.
(в зависимости от профиля)

Мировая художественная культура

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (профильный уровень) 10 класс.

XI

класс

Базовый

35 час.

Мировая художественная культура

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) 11 класс.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый уровень) 11 класс.

Профильный

35/105 час.

(в зависимости от профиля)

Мировая художественная культура

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (профильный уровень) 11 класс. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура (профильный уровень) 11 класс.


Содержание предмета «Мировая художественная культура».

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов на 3 ступени среднего (полного) общего образования основаны на идее двухуровневого (базисного и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования, который предусматривает существенные различия уровней усвоения мировой художественной культуры.

Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и широкой мировоззренческой и эстетической позиции школьников. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XXI в. дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных доминант. Постоянный сравнительный анализ, создающий основу для мобильной системы осмысления феноменов художественной культуры, является главным с методологической точки зрения.

В ФБУП 2004 г. устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования; региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 %; компонент образовательного учреждения – не менее 10 %.

Часы регионального (регионально-национального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента БУП, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Содержание регионального компонента («Художественная культура Подмосковья») и компонента образовательного учреждения разрабатывается учителем музыки, оформляется в модули рабочей программы по предмету «Мировая художественная культура», утверждается педагогическим советом образовательного учреждения.

На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального компонента культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т.д.).

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные доминанты, представленные в трех разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России. Акцент сделан на создании целостного образа эпох и художественных культур, их идеалов и мировосприятия с использованием специальной терминологии, для освоения специфики языка разных видов искусства.

Значительное место в профильном уровне изучения МХК отводится освоению явлений современной художественной культуры, которая способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их социализации, успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга.

Требования к подготовке учащихся на базовом уровне ориентированы на минимум знаний, которым должен владеть школьник по завершении изучаемого цикла. Они базируются на ключевых образовательных компетенциях, ориентированных на формирование обладающей широким культурным кругозором личности, что позволяет ей ориентироваться в окружающем мире.

На профильном уровне особенностью курса по мировой художественной культуре является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. На профильном уровне предполагается формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Таким образом, отрицается традиционное понимание профилизации как «расширения объема знаний», закладываются основы будущего культурологического курса, являющегося обязательным для всех образовательных учреждений высшей школы.

В структуре программы отражена приоритетность деятельностного и практико-ориентированного подходов современного образования. Обобщенность требований стимулирует «деятельностный» характер учебного процесса, его направленность на формирование ключевых компетенций, а не на овладение некоей «суммой знаний».

При изучении мировой художественной культуры на профильном уровне учащиеся должны научиться формулировать цели своей работы и успешно их реализовывать. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности представляются в формах конспекта, реферата, рецензии, а также творческого задания любого жанра, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации. Особенно актуально на обоих уровнях умение пользоваться различными источниками информации в современном информационном поле для выполнения учебных и творческих заданий.

Соотношение содержания стандартов и примерных программ.

Примерные программы по мировой художественной культуре для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, (определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также творческих работ, выполняемых учащимися).

Примерные программы выполняют две основные функции:

  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

  • организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы обоих уровней включают три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Программы содержат примерный объём знаний за два года обучения (Х-ХI классы) и в соответствии с этим поделены на две части.

На базовом уровне в курс МХК для Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс МХК для ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

На профильном уровне примерная программа устанавливает распределение учебного времени в X классе не менее 92 часов на изучение художественной культуры Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы до эпохи Возрождения включительно и столько же в XI классе на изучение художественной культуры Западной Европы постренессансного периода, художественной культуры Северной Америки и России. Таким образом, если Федеральный базисный учебный план отводит для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» на профильном уровне в старшей школе 204 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 184 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 20 учебных часов.

При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. При создании авторских и рабочих программ учитель может по своему усмотрению использовать 10 % резерв учебного времени. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на основе примерной программы авторские и рабочие учебные программы и учебники должны соблюдать преемственность с содержанием федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Мировая художественная культура».

Синтезирующая функция предмета «Мировая художественная культура» возросла в связи с тем, что в новом образовательном стандарте предметной областью «Искусство» охвачен весь период обучения в школе. В нём раскрываются общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостных систем.

В основу содержания стандартов двух уровней обучения положен общеэстетический и культурно-исторический принципы структурирования материала, позволяющие охватить ключевые проблемы становления разных видов искусства с момента их возникновения, что позволяет систематизировать последовательность развития культурных процессов, выделяя специфические черты каждой эпохи, ценность различных национальных школ и вклад русского искусства в мировую культуру.

Особое внимание следует уделить проблемам преподавания мировой художественной культуры. Одна из главных проблем преподавания – содержание предмета. Учителю необходимо знать принцип культурных доминант, который является основополагающим при отборе конкретных памятников культуры и даёт возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, сделать акцент на целостном образе эпох, художественных культур, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия. Принцип культурных доминант дает возможность:

а) показать мировоззренческую специфику любой исторической эпохи;

б) понять особенности менталитета носителей разных религиозных и культурных традиций;

в) вводить в понятийный аппарат учащихся более сложные культурологические понятия;

г) сравнивать и проводить параллели между различными культурами и историческими эпохами.

В содержании предмета «Мировая художественная культура» значительно расширен блок, связанный с реалиями современной художественной культуры и новыми видами синтетических искусств (кинематограф, дизайн, телевидение и т.д.). Своё место нашла тема «Культурные традиции родного края», что позволяет включить местные традиции в общую систему мировых художественных ценностей. В результате созданы условия для активизации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством, к художественному самообразованию и формированию устойчивой потребности в общении с искусством в дальнейшей жизни.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития учащихся (реализация в предметном содержании).

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной. Мировая художественная культура как обобщённый опыт человечества предстает перед учащимся в виде неисчерпаемого «строительного материала» для самоидентификации. Изучая разные модели, соотнося их со своим духовным поиском и потребностями, подросток сможет убедиться не только в устойчивости общечеловеческих ценностей, но и в многовариантности возможных решений одних и тех же проблем, что дает возможность актуализировать свободу личностного выбора.

Повышение воспитательного потенциала содержания образования.

Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием методов анализа, в частности культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о многообразии и единстве различных культур; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

Реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.

Специфика предмета, его непосредственный выход на творческую деятельность требует деятельностного и практико-ориентированного подходов, как в содержании, так и в методах освоения содержания. В содержательном плане деятельностный и практико-ориентированный принципы обеспечиваются самой междисциплинарной природой мировой художественной культуры, её естественным выходом на систему межпредметной интеграции. Усвоение основ мировой художественной культуры обеспечивает формирование широкого социокультурного опыта, что способствует более адекватному и критическому восприятию учащимися окружающей действительности, реакции на нее, а также выработке собственной позиции и модели поведения. Личностная ориентация предметного содержания обеспечивается за счёт включения в стандарт знаний и умений, значимых для самих учащихся. Актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта, усвоение ими элементарных приёмов анализа обеспечивает свободу выбора и формирования личной позиции. Стандарты рассчитаны не только на краткосрочный эффект, но на отдалённый результат личностного становления и созревания.

Формирование ключевых компетенций.

Формирование ключевых компетенций на базе изучения мировой художественной культуры связано с освоением реального социокультурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе, и виртуального пространства мирового художественного наследия. В этом отношении стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны с одной стороны, а с другой, дают возможность по достоинству оценить местные культурные и художественные традиции.

Формирование художественных и культурных компетенций учащихся будет успешным при условиях: приобщения к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах; осознания ценности национальной культуры; формирования основ толерантного отношения к другим культурам; приобретения личностного опыта в отношении основных ценностных установок, стереотипов национальной и мировой культуры, молодежной субкультуры и контркультур; критической оценки «внушающей силы искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ.

На этой базе формируются компетенции, связанные с организацией личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Формирование информационной культуры учащихся.

В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля мировой художественной культуры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура».

При составлении календарно-тематического планирования рекомендуется ориентироваться на последовательность учебных тем программы, по которой осуществляется преподавание предмета, определение количества часов на их изучение, выбор художественного материала программы и его объема, виды художестенно-творческой деятельности школьников, в процессе которых осуществляется усвоение ими основных явлений художественной культуры, закономерностей искусства в опоре на межхудожественные категории: образ, виды и жанры искусства, стиль, язык.

Рекомендации по ведению записей в классных журналах.

В классный журнал рекомендуется записывать учебную тему четверти (полугодия), тему урока (или соответствующие ей названия разделов учебника), основной материал урока. В графе «Домашние задания» при условии использования на уроках учебников (а также рабочих, творческих тетрадей, дневников читателя, слушателя, зрителя) рекомендуется указывать страницы, на которых зафиксированы вопросы и задания для домашней самостоятельной работы учащихся.

Приоритетные направления в методике преподавания предмета.

Преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей.

Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учётом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура».

На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, иностранного языка, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

На профильном уровне приоритетом в методике преподавания мировой художественной культуры должны стать задача формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий), межпредметных интегрированных уроков, модульной системы организации учебного процесса. Применяется проектная деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат -- активизации личностной позиции учащегося.

Учебник на уроке МХК сохраняет ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса. При этом возможен принцип вариативного использования учебно-методических материалов (включая мультимедийные носители).

Реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения.

При изучении мировой художественной культуры прежде всего акцент делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели активный «читатель – зритель – слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении мировой художественной культуры предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал. Владение хотя бы минимальным навыком анализа освобождает подростка от навязанных оценочных стереотипов, чужих точек зрения, предоставляя ему тем самым свободу личного выбора в области культуры и художественного творчества.

Учебный процесс должен быть организован так, чтобы все учащиеся освоили материал курса на обязательном уровне и, кроме того, чтобы обучение способствовало «удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности в области искусства». Они должны получать индивидуальные задания (в форме проектной деятельности). Учеников следует привлекать к участию в предметных олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендовать им для изучения дополнительную литературу, включая компьютерные обучающие программы.

















При организации изучения МХК, выборе учебников рекомендуется руководствоваться следующими документами и сайтами:

Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Стандарт общего образования по искусству; [Электронный ресурс]: Профильное обучение в старшей школе. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/;
[Электронный ресурс]: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;
Стандарт среднего (полного) общего образования по МХК на базовом уровне; [Электронный ресурс]: Профильное обучение
Категория: МХК | Добавил: ymoc (24.11.2009)
Просмотров: 5463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]