Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя

Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя


  1. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса


Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.

Гуманистическая направленность образования выражается идеями:

  1. Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с конкретными ценностями социокультурных сообществ;

  2. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность её ценностей;

  3. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;

  4. Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;

  5. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии решений уважается и поощряется;

  6. Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.


Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения.


Выделим в данной системе следующие технологии:

1.Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.


Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84-й школы Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

(«Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин)


Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности , творчества.



Целевые ориентиры:

1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

2. Преподавание литературы как искусства.


Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы:

А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым;

В) обращён непосредственно к учащимся данного класса;

С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника, дополнительной литературы, биографии писателя.


Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности- к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Особенности метода Ильина - внимание к деталям. Это своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.


II. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся


Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике.

Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении, этот принцип подразумевает такое количество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

А) готовность выполнять учебные задания;

Б) стремление к самостоятельной деятельности;

В) осознание выполняемых действий;

Г) устойчивость внимания к предмету активности;

Д) стремление повысить свой личный уровень.


Наибольший активизирующий эффект дают па уроках ситуации, в которых обучаемые должны:

- самостоятельно объяснять окружающим явления и процессы;

- отстаивать своё мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- задавать вопросы своим товарищам и учителям;

- рецензировать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;


В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:

1.Игровые технологии:

А) Организационно – деятельностные игры;

Б) Школа – театр;

В) Внеклассные ролевые игры;

2. Проблемное обучение:

А) Частично-поисковый метод;

Б) Технология учебного исследования;

В) Эвристическое обучение;

3. Интерактивные технологии:

А) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП);

Б) Технология «Дебаты»;

В) Технология проведения дискуссий.


Игровые технологии


В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

Виды педагогических игр:

По виду деятельности – интеллектуальные, трудовые и др.

По характеру педагогического процесса

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные;

Цели:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применения ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.


Проблемное обучение


В области педагогики проблемному обучению отведена довольно скромная роль в модульно-локальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач.


Технология проектного обучения


Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, выполненный под контролем и при консультации учителя. В современной педагогике используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.


Цели:

  • Формирование проектного мышления

  • Стимулирование мотиваций детей на самостоятельное приобретение знаний

  • Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач

  • Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям

  • Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению

  • Развитие важнейших компетенций для современной жизни

  • Развитие исследовательских умений


Выделяют следующие типы проектов:


- исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем);


- творческие ( не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме(сценарий праздника или фильма, макет газеты);


- информационные;

- коммуникационные;

- социально значимые.


Интерактивные технологии


Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Цели:

  • Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.

  • Возбуждение внутреннего диалога ученика.

  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.

  • Вывод ученика на позиции субъекта обучения.

  • Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.


Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация ( поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту участников;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта участников;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопомощи участников;

- поощрение творчества участников.


Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.


Цели:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического критического мышления:

- научить школьников выделять причинно- следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

-понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношение, мнение, суждение;

- уметь отличать факт, который можно проверить, от предположения или личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

- отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом.

  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самооргвнизации.


Особенности организации


В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий):


  • Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

  • Вторая стадия – «осмысления» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная , осмысленная. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видео материал.

  • Третья стадия – стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его или с помощью собственного текста, или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.


Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль учителя в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.


Технология «Дебаты»


Педагогические цели:

Сформировать:

  • Логическое и критическое мышление школьников

  • Навык организации своих мыслей

  • Навыки устной речи

  • Навыки риторики

  • Эмпатию и толерантность

  • Уверенность в себе

  • Способность работать в команде

  • Способность концентрироваться на сути проблемы

  • Манеры при публичном выступлении



Особенности содержания


Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение её на уроках и внеурочное время.



Игра «Классические дебаты К.Поппера»


Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса), которая должна:

  • Провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы

  • Быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам

  • Иметь чёткую формулировку

  • Стимулировать исследовательскую работу

  • Иметь положительную формулировку для утверждающей стороны

Далее – работа с информацией по теме:

  • Активизация знаний учащихся

  • Поиск информации с использованием различных источников

  • Систематизация полученного материала

  • Составление кейсов (системы аргументов) утверждения и отрицания тезиса, подготовка вопросов и т.д.

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. В состав команды входит три человека. Каждый член команды называется спикером. Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.



III. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса


Педагогический процесс – это управляемая система с планируемыми результатами. Управление в этом случае представляет собой целенаправленное систематическое воздействие субъекта ( педагога, средства обучения) на ход процесса, объект (индивида или группу) для достижения заданной цели обучения. Оно включает: целеполагание, планирование, организацию, контроль и необходимую коррекцию процесса.

Данная система включает следующие технологии:

  • Технологии программированного обучения

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Технология дифференцированного обучения по интересам детей (модель «Профильное обучение»)

  • Технология индивидуального обучения (включает индивидуальную работу с неуспевающими, метод проектов, технологии компенсирующего обучения и др)

  • Технологии групповой деятельности

  • Технология С.Н.Лысенковой: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении


  1. Технологии уровневой дифференциации


Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. В настоящее время в россий- ском образовании применяется дифференциация по возрасту, по полу, по области интересов, уровню умственного развития, по уровню достижений( отличники, успевающие, неуспевающие) и т.д.


Цель: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, адаптация обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.


  1. Модель «Профильное обучение»


Это особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение преодолевает главный недостаток современного общего образования – его слабую ориентацию на жизненное и профессиональное самоопределение личности.

Цели:

  • Расширение возможностей социализации, гражданского и социально-трудового становления учащихся

  • Развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности выпускников

  • Создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ

  • Обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями

  • Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования

  1. Метод проектов применялся во многих школах и вузах в 20-х гг. Сегодня школьная практика вновь обратилась к нему. Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

  2. Модель «Групповая работа в классе» требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач


Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

    • Подготовка к выполнению группового задания ( постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы, деление на группы, раздача дидактического материала по группам)

    • Групповая работа ( знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов выполнения группового задания)

    • Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, общественный анализ выполнения задач группами, рефлексия, получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной цели). Дополнительная информация учителя.

Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть – 1, групповая работа - 6 и заключительная часть – 2 единицы времени.


IV. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Данная система включает следующие технологии:


  • Технологии интеграции в образовании (интегрирование учебных дисциплин, межпредметные связи, синхронизация тем и др.)

  • Технологии модульного обучения


V. Технологии развивающего образования


Личностно ориентированное развивающее обучение ( И.С.Якиманская)


Якиманская Ираида Сергеевна – доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.


В данной технологии особое значение придаётся субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно – сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значимой деятельности отдельного ребёнка. Деятельность ученика,её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной( познавательной0 деятельности.


Цели:

  • Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка

  • Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребёнка

  • Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства



VI. Информационно – коммуникативные образовательные технологии


  1. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении.

  2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе (дистанционное обучение и др.).



VII. Альтернативные технологии


В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения различных проблем Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей традиционной системы, другие называются альтернативными. Под альтернативными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям, содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса.

К альтернативным технологиям относится технология мастерских.

В этой технологии главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результат выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.



Здоровьесберегающие технологии


Комплекс упражнений для физкультурных минуток (ФМ)


ФМ для улучшения мозгового кровообращения


  1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 - руки за голову, локти развести пошире, наклонить голову назад. 2 – локти вперёд. 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. И.п. – сидя на стуле.1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п.. 3 – голову наклонить влево. 4 –и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.


ФМ для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.

  2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3). Открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4-5 раз.

  3. Посмотреть на кончик носа (считать до 4). Перевести взгляд вдаль ( считать до6). Повторить 4-5 раз.

  4. При неподвижной голове перевести взгляд с фиксацией его на счёт 1-4, на счёт 1-6 прямо, затем вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Повторить 3-4 раза.

  5. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль (считать до 6 ). Повторить 4-5 раз.


ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. И.П. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 –правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперёд. Темп средний.

  2. И.П. – стоя или сидя, кисти тыльной стороны на поясе. На счёт 1-2 свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. На счёт 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

  3. И.П. - сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулаках. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Материал подготовлен методистом МОУ ДО «УМОЦ» Е.В.Серебряковой по книге Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» (Москва, НИИ школьных технологий,2006г.)

Категория: Литература | Добавил: ymoc (26.08.2011)
Просмотров: 35842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]