Работа по подготовке к сочинениям разных жанров по литературе в 6 классе (1 полугодие)

Подготовлено учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Королева Исаевой О.А.

 

Работа

по подготовке к сочинениям разных жанров по литературе

в 6 классе (1 полугодие)

 

В процессе обучения литературе для школьников одним из самых трудных является написание сочинений. Когда сочинение домашнее, то ребята это воспринимают с облегчением: есть родители, интернет… На самом деле, трудность в написании сочинения заключается в том, что они просто не знают, как правильно писать, с чего начать, на что обратить внимание и т.д. Поэтому очень важно проводить подготовительную работу к сочинениям, чтобы у ребят выработался в дальнейшем алгоритм их написания .

Первое сочинение в 6 классе по программе В.Я.Коровиной «В чем красота и мудрость русских обрядов»? (домашнее сочинение)

Подготовительная работа

Ребята должны знать, что такое фольклор, жанры фольклора, обряды .

По программе перед сочинением проходит урок-«посиделки». Ученики, разделившись на группы, обыгрывают определенный обряд, рассказывают о его особенностях. Это также дает очень хороший наглядный материал, который ребята смогут использовать в письменной работе.

Ребята могут подготовить презентации о русских обрядах, интересные сообщения.

Такая подготовительная работа очень полезна перед написанием сочинения.

Переходя к работе над сочинением, обращаем внимание на тему. Определяем, что сочинение будет собой представлять рассуждение. Как писать сочинение-рассуждение, ребята уже знают, так как изучали в 5 классе. Но несмотря на это, вспоминаем схему: тезис - аргументы, примеры- вывод, заключение.

Работа над вступлением.

Показать и отработать варианты написания вступления.

1.Через повествование, которое подведет к постановке проблемного вопроса : Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

С древних времен на Руси фольклор был частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие песни, то не будет достигнут желаемый результат. Поэтому во все времена Русь славилась богатством и разнообразием праздничных обрядов.
В чем же заключается их красота и мудрость?

2.Через имена существительные в им.п. (назывные предложения).

Весна, лето, зима, осень. Каждое из этих времен года в народе сопровождалось определенными обрядами. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены нужные песни, то не будет достигнут желаемый результат. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

Можно перечислить не времена года, а обряды. Например:

Масленица, Троица, Святки… Каждый из нас слышал названия этих обрядов, а кто-то, может, и участвовал в их проведении. В течение многих веков формировались русские обычаи и обряды. Они, на мой взгляд, отражают вековую мудрость русских людей. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?

3. С постановки проблемного вопроса.

Отрабатываем написание каждого варианта вступления, предварительно разделив учащихся на группы.

Основная часть сочинения должна представлять аргументы с примерами.

Учащиеся кратко описывают несколько обрядов, которые им знакомы, при этом обязательно нужно выявить его особенность. Ребята должны выделить главное значение каждого обряда.

Один из самых интересных русских народных праздников – это Масленица. Встречу и проводы ее отмечают весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Всю неделю пекутся блины, которые символизируют солнце. Для проводов масленицы сооружалось большое чучело, символизирующее зиму. Его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали. Так происходит прощание с холодным временем года- зимой и встреча красавицы-весны. Такого праздника нет больше ни в одной стране.

      Еще один необычный обряд - это колядки. Начинались они в канун Рождества, 6 января. Ряженые обходили дома, пели песни, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, развивала творчество людей.

 

Заключение – подведение итога о сказанном. Другими словами, нужно добиться идейной взаимосвязи между вступлением и заключением.

 

Русские обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу. Это и придает особую прелесть и мудрость народным праздникам.

 

Первая работа над таким сочинением вызовет трудность в написании, однако дальнейшая работа приведет к отработке написания сочинения –рассуждения.

После изучения басен И.И.Дмитриева и И.А.Крылова дается сочинение, опять содержащее проблемный вопрос и требующее рассуждения: «Что осуждается в русских баснях?»

К моменту написания сочинения ребята должны знать, что такое басня, мораль, «эзопов язык», имена русских баснописцев и их басни. Важно найти общее в баснях разных авторов. В ходе анализа басен, предлагаемых программой, учащиеся должны правильно определить их мораль. Уже на этом этапе ребята понимают, что высмеивают и осуждают баснописцы.

Учащиеся, работая над анализом басен, могут попутно заполнять таблицу, которая поможет в дальнейшем при написании сочинения.

Особенно это будет полезно «слабым» учащимся.

Басня, автор

Мораль (слова из басни)

Что осуждается в басне

«Муха» И.И.Дмитриев

«От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

Безделье, хвастовство, приписывание себе чужих заслуг.

«Листы и корни» И.Крылов

«Да только помните ту разницу меж нас: 
Что с новою весной лист новый народится, 
А если корень иссушится, — 
Не станет дерева, ни вас".

 Самодовольство, эгоизм и социальное неравенство

«Ларчик» И.Крылов

«Случается нередко нам 
И труд и мудрость видеть там, 
Где стоит только догадаться 
За дело просто взяться».

Хвастовство, пустое мудрствование (в простом ищут сложное)

«Осел и соловей»

И.Крылов

«Избави бог и нас от этаких судей».

Глупость, невежество, неумение разбираться в настоящем искусстве


 

Конечно, в своих сочинениях ребята могут в качестве примеров приводить не только эти басни, но и ранее изученные.

Во вступлении учащиеся могут вспомнить русских баснописцев и показать, что объединяет их басни (высмеивание человеческих пороков). После чего перейти к постановке проблемного вопроса «Что же осуждается русскими баснописцами?»

В основной части сочинения, конечно же, учащиеся должны показать несколько пороков, которые высмеивают и осуждают авторы, (например: лень, хвастовство, невеженство…) и подтвердить это примерами из басен.

В заключении сочинения можно сказать о роли басен.

В своих поучительных историях под видом животных, птиц, растений баснописцы подразумевают людей. Басни учат нас узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.

В конце 1 четверти после изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский» можно ученикам предложить сочинение «Прав ли Дубровский, встав на путь мщения?», что станет подведением работы по написанию сочинений, содержащих проблемный вопрос.


 

Еще один вид письменной работы в 6 классе - анализ стихотворений.

Самое первое –анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

(домашнее сочинение).

До проведения урока ребятам можно дать такие задания:

1.Составить рассказ (устно или письменно) о своих зимних впечатлениях. Главное условие- передать свое настроение от встречи с зимней природой.

2.Нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

На уроке ребята комментируют свои рисунки, зачитывают миниатюры или устно рассказывают о своих впечатлениях от прихода зимы.

Переходя к знакомству со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро» , используем прием антиципации: Вы рассказали о своих зимних настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав стихотворение «Зимнее утро»?

Вопрос классу: какие ассоциации возникают у вас, слыша словосочетание «зимнее утро»? (запись ответов на доске)

Даем установку на восприятие стихотворение: «Давайте вслушаемся в стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт».

(Прослушивание аудиозаписи или выразительное чтение стихотворения учителем.)

Выдерживаем небольшую паузу и только потом просим поделиться своими впечатлениями.

(высказывания учащихся)

В стихотворении есть слова, которые могут вам быть непонятны. Найдите их.

Объяснение лексического значения слов:

Существительное лежанка от какого глагола происходит? (Лежать.) В прошлом в деревенских домах печи нередко делались с лежанкою — невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печи.

Вечор.  Какие слова могут быть родственны слову вечор? С какими современными словами оно созвучно? (Вечер, вчера.) Устаревшее наречие вечор означало “вчера вечером”.

Слово взор знакомо вам? Сейчас это слово означает взгляд. Слышали такие выражения: “потупить взоры”, “устремить взоры”?.. Что означает здесь существительное взоры? (Глаза)

Существительное Аврора — русское слово? Аврора — слово из латинского языка; в римской мифологии это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты XIX века в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини.

Нега-наслаждение (слово устаревшее)

Нынче-сейчас (устар.)

Запречь-запрячь (устар.)

Не захотелось ли вам побывать зимой в деревне? Если такое желание возникло, значит, вам передалось то радостное чувство, которым охвачен... кто? Пушкин? (Не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

Героя стихотворения принято называть лирическим героем, потому что стихотворения относятся к лирике, являются лирическими произведениями. При чтении стихотворения Пушкина мы в воображении своём видим утро, которое наблюдает кто? (лирический герой)

 (Учащиеся должны уяснить: необходимо проводить грань между понятиями «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и то же лицо.)


-Каким показан лирический герой? (Человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне)

 

Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов.

-Какие настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом.

-Создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор. ( Ответы учащихся)

Анализ строф

-Найдите слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. ( «друг прелестный»,  «красавица», «звезда севера» )

-Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).

Можно вести анализ стихотворения одновременно с работой в таблице. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.


 

строфа- настроение радостного ожидания, утренняя бодрость.

средства выразительности

примеры

Восклицательные предложения

Первое и последнее предложения в строфе.

эпитеты

День чудесный, друг прелестный

глаголы в повелительном наклонении

«проснись», «открой», «явись»

обращение

Друг прелестный, красавица

Аллитерация звука Р ( 14 раз)

“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”.

2 строфа- настроение печальное, тревожное («И ты печальная сидела»).

Контраст по отношению к картине солнечного утра.

олицетворения

«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».

сравнение

Луна, как бледное пятно

метафоры

Луна желтела

эпитеты

На мутном небе

3 строфа- рисуется образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна.

Контраст продолжается.

эпитеты

«Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес».

Повтор однокоренных слов

Блестя, блестит

сравнение

Великолепными коврами…снег лежит

 

 

4 строфа- продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему.

эпитеты

Веселым треском, янтарным блеском

Аллитерация (повтор звуков Т,Н,Р)

 

5 строфа- настроение порывистого движения и манящего простора.

эпитеты

Берег милый, утренний снег, леса густые

обращение

Друг милый

-Каким настроением окрашена 1 строфа? С помощью каких средств выразительности это достигается?

(Вся  первая строфа окрашена настроением радостного ожидания, утренней бодрости. Это передается восклицательными предложениями в первой и последней строке, а также обильным использованием глаголов в повелительном наклонении: «проснись», «открой», «явись». Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный»- также создает это настроение. Нежные, игривые обращения к «красавице» придают общей картине утреннего пробуждения оттенок любовной забавы. Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования. Раскатистый звук [р] в первой строфе повторяется четырнадцать раз (“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”). Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.)

-Какое настроение передает 2 строфа? Оно такое же , как в первой строфе? Приведите примеры из текста в подтверждение.

(Вторая строфа окрашена совсем другим настроением – печальным, тревожным. Оно передано и прямым называнием настроения («И ты печальная сидела»), и одушевленным пейзажем с помощью олицетворений: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». )

-Какие слова задают тревожный тон, создают мрачное настроение? («злилась», «мутном», «печальная», «тучи».)

-С какой целью автор использует контрастное описание природы? ( Картина вечерней, «вспоминаемой» вьюги открыто контрастна по отношению к картине солнечного утра. Тем самым еще более подчеркивается великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. )

-Прием противопоставления в литературе называется антитезой.

-Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. )

-И ты печальная сидела (пауза)-

А нынче…(пауза) посмотри в окно…

-Какую роль играют паузы в этих местах? (подчеркивают переход от грустных воспоминаний к радости. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор... а нынче... погляди в окно...” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Если бы не было мрачного, печального вечера, разве можно было бы оценить всю прелесть утра?)

-Что вы скажете о настроении героя в 3 строфе? Какой видится герою природа? Найдите слова, передающие красоту природы.

(Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет»)

-С какой целью автор использует однокоренные слова «блестя», «блестит»?

( Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы акцентировать внимание на праздничности изображенного мира.)

-Какой художественный прием еще больше подчеркивает эту яркую картину ликования и восторга? (Сравнение снега с «великолепными коврами») .

-Какое настроение героя в 4 строфе? Как чувствует себя герой в доме?

( В следующей, четвертой строфе, продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему. Здесь есть и тот же «блеск», и настроение радости и любви к миру. Однако взор поэта обращен теперь не на внешний мир, а на домашний, лишенный торжества и великолепия, но уютный, теплый. Настроение неги, мечтательной расслабленности создается с помощью и метафорического эпитета «янтарный», и олицетворения «веселым треском», и прямого обозначения эмоционального состояния героя «Приятно думать...». )

Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства помещения), передаче ощущения домашнего покоя.

-Можно ли услышать, что происходит в доме? ( «Веселым треском трещит затопленная печь.»)

-Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (согласные Т,Р,С)

-Готов ли лирический герой находиться и дальше здесь, в доме?

(К концу строфы мы ощущаем, что ему все же не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь...».)

Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в  пятой строфе.

-Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.)

-Какое настроение у героя в 5 строфе? Каким показан лирический герой?

(Заканчивается стихотворение плавной напевностью и неожиданной, контрастной грустью, которые порождены открывающимся взору русским раздольем. Бодрость и энергия души как бы растворяются в этом огромном «пустом» мире. В последних строках звучит и проникновенный лиризм («И берег, милый для меня»), и затаенная грусть одиночества, рождающегося от соприкосновения хрупкой души с бесконечной и вечной блистающей природой.)

После такого подробного разбора учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока: Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

(Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно гармоничное чувство любви позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке? (он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится: и вечерняя вьюга, и утренняя заря, и солнечный блеск.)

-Что же изображает поэт в стихотворении? ( картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и и переживания)

Учитель: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. В стихотворении «Зимнее утро» автор показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к радости воспоминаний.)

- На протяжении стихотворения у лирического героя было разное настроение, по-разному изображена и природа. А что вы скажете о цветовой гамме в стихотворении? Одинакова она или нет? Почему?

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет).

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота).

-Какова же тема стихотворения? (А.С.Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня)

-Идея произведения? (Автор показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. )

Конечно, не все из анализа ребята возьмут в свои сочинения. Для них главное передать настроение, атмосферу, царящее в стихотворении. А вот обращение к средствам выразительности должно быть только тогда, когда это увязано с содержанием.

По аналогии проходит работа и по подготовке к сочинениям-анализам стихотворений М.Ю.Лермонтова , Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


 


 

Приложение

Памятка ученику

Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в этом может следующий план работы.

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.

  2. Узнай сведения об авторе стихотворения.

  3. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

  4. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

  5.  Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

  6.  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

  7. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

  8. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

  9. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа стихотворения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

 


 


 


 

План сочинения анализа стихотворения.

1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. ( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?


 

Речевые клише.

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Лирического героя пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на …части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…


 


 


 


 


 


 

 

Категория: Литература | Добавил: ymoc (20.01.2014)
Просмотров: 11052 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]