- Сравнительный анализ спецификаций
экзаменационной работы по химии ЕГЭ-2009
и ЕГЭ-2010
-
- Структура экзаменационной работы
2010г
-
Каждый вариант экзаменационной работы
состоит из трех частей и включает 45
заданий. Одинаковые по форме представления
и уровню сложности задания сгруппированы
в определенной части работы.
- Часть 1 содержит 30 заданий с выбором
ответа (базового уровня сложности). Их
обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.
- Часть 2 содержит 10 заданий с кратким
ответом (повышенного уровня сложности).
Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.
- Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым
ответом (высокого уровня сложности).
Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
Общее представление о количестве
заданий в каждой из частей экзаменационной
работы дает таблица 1.
- Таблица 1
- Распределение заданий по частям
экзаменационной работы 2010г
Части работы
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл
|
- % максимального первичного балла
- за данную часть работы от общего
- максимального первичного балла –
66
|
Тип заданий
|
Часть 1
|
30
|
30
|
45,4%
|
С выбором ответа
|
Часть 2
|
10
|
18
|
27,3%
|
С кратким ответом
|
Часть 3
|
5
|
18
|
27,3%
|
С развернутым ответом
|
Итого
|
45
|
66
|
100%
|
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Задания с выбором ответа построены
на материале практически всех важнейших
разделов школьного курса химии. В своей
совокупности они проверяют на базовом
уровне усвоение значительного количества
элементов содержания, предусмотренных
стандартом образования (42 из 51), из всех
четырех содержательных блоков курса
– «Химический элемент», «Вещество»,
«Химическая реакция», «Познание и
применение веществ и химических
реакций».
- Выполнение заданий с выбором ответа
предполагает использование знаний для
подтверждения правильности одного из
четырех вариантов ответа. Отличие
предложенных разновидностей таких
заданий состоит в алгоритмах поиска
правильного ответа.
- Задания с кратким ответом также
построены на материале важнейших
разделов курса химии, но в отличие от
заданий с выбором ответа имеют повышенный
уровень сложности. Это проявляется,
прежде всего, в том, что выполнение
таких заданий предполагает:
- а) осуществление большего числа
учебных действий, чем в случае заданий
с выбором ответа;
- б) установление ответа и его запись
в виде набора чисел.
- В экзаменационной работе предложены
следующие разновидности заданий с
кратким ответом:
- 1. Задания на установление соответствия
позиций, представленных в двух множествах.
- 2. Задания на выбор нескольких
правильных ответов из предложенного
перечня ответов (множественный выбор).
- 3. Расчетные задачи.
- Задания с развернутым ответом –
самые сложные в экзаменационной работе.
В отличие от заданий с выбором ответа
и кратким ответом, они предусматривают
одновременную проверку усвоения
нескольких (двух и более) элементов
содержания из различных содержательных
блоков и подразделяются на следующие
типы:
- – задания, проверяющие усвоение
основополагающих элементов содержания,
таких, например, как «окислительно-восстановительные
реакции»;
- – задания, проверяющие усвоение
знаний о взаимосвязи веществ различных
классов (на примерах превращений
неорганических и органических веществ);
- – расчетные задачи.
- Задания с развернутым ответом
ориентированы на проверку умений:
- – объяснять обусловленность свойств
и применения веществ их составом и
строением; характер взаимного влияния
атомов в молекулах органических
соединений; взаимосвязь неорганических
и органических веществ; сущность и
закономерность протекания изученных
типов реакций;
- – проводить комбинированные расчеты
по химическим уравнениям.
-
Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Распределение заданий экзаменационной
работы по уровню сложности
- В экзаменационную работу включаются
задания различного уровня сложности
- (базового – Б, повышенного – П,
высокого – В) (см. таблицу 3).
- Таблица 2
- Распределение заданий по уровню
сложности
- Уровень сложности
- заданий
|
Число заданий
|
Максимальный балл за выполнение
заданий каждого уровня сложности
|
- % от общего максимального
- балла (66)
|
Базовый
|
30
|
30
|
45,4%
|
Повышенный
|
10
|
18
|
27,3%
|
Высокий
|
5
|
18
|
27,3%
|
Итого
|
45
|
66
|
100%
|
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
- Система оценивания отдельных заданий
и работы в целом
- Ответы на задания части 1 (А) и части
2 (В) автоматически обрабатываются после
сканирования бланков ответов №1. Ответы
к заданиям части 3 проверяются экспертной
комиссией, в состав которой входят
методисты, опытные учителя и преподаватели
вузов.
- Верное выполнение каждого задания
части 1 оценивается 1 баллом.
- В части 2 верное выполнение заданий
В1–В8 оценивается 2 баллами, заданий В9
и В10 – 1 баллом.
- Задания части 3 (с развернутым ответом)
имеют различную степень сложности и
предусматривают проверку от 2 до 5
элементов содержания. Наличие в ответе
каждого элемента оценивается в 1 балл,
поэтому максимальная оценка верно
выполненного задания составляет от 2
до 5 баллов (в зависимости от степени
сложности задания). Проверка заданий
части 3 осуществляется на основе
сравнения ответа выпускника с поэлементным
анализом приведенного образца ответа.
- Задания с развернутым ответом могут
быть выполнены выпускниками различными
способами. Поэтому приведенные в
инструкции указания по оцениванию
ответов следует использовать применительно
к варианту ответа, предложенному
экзаменуемым. Это относится, прежде
всего, к способам решения расчетных
задач.
- За верное выполнение всех заданий
экзаменационной работы можно максимально
получить 66 первичных баллов.
-
- Отличия от версии 2009г: НЕТ
-
Структура и содержание части А
-
Таблица 3
-
Задание
|
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Макс. балл |
Полное совпадение с версией 2009 |
- Отличие от версии 2009г
-
|
А1 |
Современные представления о
строении атомов. Строение электронных
оболочек атомов элементов первых
четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома.
Основное и возбужденное состояние
атомов.
|
|
Б |
1 |
- |
В версии 2009 дополнительно присутствовала
тема: «Изотопы» |
А2 |
- Периодический закон и периодическая
система химических элементов
- Д.И. Менделеева. Радиусы атомов,
их периодические изменения в системе
химических элементов. Закономерности
изменения химических свойств
элементов и их соединений по периодам
и группам.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А3 |
Химическая связь: ковалентная
(полярная и неполярная), ионная,
металлическая, водородная. Способы
образования ковалентной связи.
Характеристики ковалентной связи:
длина и энергия связи. Образование
ионной связи.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А4 |
Электроотрицательность. Степень
окисления и валентность химических
элементов.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А5 |
Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Зависимость
свойств веществ от особенностей их
кристаллической решетки.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А6 |
Классификация неорганических
веществ. Классификация и номенклатура
органических соединений.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А7 |
- Общая характеристика металлов
главных подгрупп
- I–III групп в связи с их положением
в периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
- Характеристика переходных
элементов – меди, цинка, хрома,
железа – по их положению в периодической
системе химических элементов Д.И.
Менделеева
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А8 |
Общая характеристика неметаллов
главных подгрупп IV-VII групп в связи
с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностями строения
их атомов.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А9 |
- Характерные химические свойства
простых веществ-металлов: щелочных,
щелочноземельных, алюминия, переходных
металлов – меди, цинка, хрома, железа.
- Характерные химические свойства
простых веществ-неметаллов: водорода,
галогенов, кислорода, серы, азота,
фосфора, углерода,
- кремния.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А10 |
Характерные химические свойства
оксидов: основных, амфотерных,
кислотных.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А11 |
Характерные химические свойства
оснований и амфотерных гидроксидов.
Характерные химические свойства
кислот.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А12 |
Характерные химические свойства
солей: средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений
алюминия и цинка).
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А13 |
Взаимосвязь неорганических веществ.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А14 |
Теория строения органических
соединений. Изомерия – структурная
и пространственная. Гомология
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А15 |
- Типы связей в молекулах органических
веществ. Гибридизация атомных
орбиталей углерода. Радикал.
Функциональная группа.
- Характерные химические свойства
углеводородов: алканов, алкенов,
диенов, алкинов.
- Характерные химические свойства
ароматических углеводородов: бензола
и толуола.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А16 |
Характерные химические свойства
предельных одноатомных и многоатомных
спиртов; фенола.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А17 |
- Характерные химические свойства
альдегидов, предельных карбоновых
кислот, сложных эфиров.
- Биологически важные вещества:
жиры, углеводы (моносахариды,
дисахариды, полисахариды), белки.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А18 |
Взаимосвязь органических веществ.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А19 |
Классификация химических реакций
в неорганической и органической
химии.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А20 |
Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А21 |
Обратимые и необратимые химические
реакции. Химическое равновесие.
Смещение равновесия под действием
различных факторов.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А22 |
Диссоциация электролитов в водных
растворах. Слабые и сильные электролиты.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А23 |
|
Б |
1 |
+ |
- |
А24 |
Реакции окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты
от нее.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А25 |
Гидролиз солей. Среда водных
растворов: кислая, нейтральная,
щелочная
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А26 |
Реакции, характеризующие основные
свойства и способы получения
углеводородов.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А27 |
Реакции, характеризующие основные
свойства и способы получения
кислородсодержащих соединений.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А28 |
Правила работы в лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с
едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой
химии. Методы исследования объектов,
изучаемых в химии. Качественные
реакции на неорганические вещества
и ионы, отдельные классы органических
соединений.
|
|
Б |
1 |
+ |
В версии 2009 дополнительно
присутствовала тема: «Определение
характера среды водных растворов
веществ. Индикаторы» |
А29 |
Общие способы получения металлов.
Общие научные принципы химического
производства (на примере промышленного
получения аммиака, серной и азотной
кислот, чугуна и стали, метанола).
Промышленное получение веществ и
охрана окружающей среды. Природные
источники углеводородов, их
переработка. Основные методы синтеза
высокомолекулярных соединений
(пластмасс, синтетических каучуков,
волокон).
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
А30 |
- Расчеты объемных отношений газов
при химических реакциях.
- Тепловой эффект химической
реакции. Термохимические уравнения.
Расчеты теплового эффекта реакции.
|
|
Б |
1 |
+ |
- |
- Структура и содержание части В
-
Таблица 4
Задание
|
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Макс. балл |
Полное совпадение с версией 2009 |
- Отличие от версии 2009г
-
|
В1 |
- Классификация неорганических
веществ.
- Классификация и номенклатура
органических соединений.
|
|
П |
2 |
+ |
|
В2 |
Электроотрицательность. Степень
окисления и валентность химических
элементов. Реакции
окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты
от нее.
|
|
П |
2 |
+ |
|
В3 |
Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот).
|
|
П |
2 |
+ |
|
В4 |
|
П |
2 |
+ |
|
В5 |
Характерные химические свойства
неорганических веществ
|
|
П |
2 |
+ |
|
В6 |
- Характерные химические свойства
углеводородов: алканов, алкенов,
диенов, алкинов.
- Механизмы реакций замещения и
присоединения в органической химии.
Правило В.В. Марковникова.
|
|
П |
2 |
+ |
|
В7 |
Характерные химические свойства
предельных одноатомных и многоатомных
спиртов; фенола; альдегидов, предельных
карбоновых кислот, сложных эфиров.
|
|
П |
2 |
+ |
|
В8 |
- Характерные химические свойства
азотсодержащих органических
соединений: аминов и аминокислот;
- Биологически важные вещества:
жиры, углеводы (моносахариды,
дисахариды, полисахариды), белки.
|
|
П |
2 |
+ |
|
В9 |
Вычисление массы растворенного
вещества, содержащегося в определенной
массе раствора с известной массовой
долей.
|
|
П |
1 |
+ |
|
В10 |
Расчеты: массы вещества или объема
газов по известному количеству
вещества, массе или объёму одного
из участвующих в реакции веществ.
|
|
П |
1 |
+ |
|
- Структура и содержание части С
-
Таблица 5
Задание
|
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Макс. балл |
Полное совпадение с версией 2009 |
- Отличие от версии 2009г
-
|
С1 |
Реакции окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты
от нее.
|
|
В |
3 |
+ |
|
С2 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь
различных классов неорганических
веществ.
|
|
В |
4 |
+ |
|
С3 |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь
углеводородов и кислородсодержащих
органических соединений.
|
|
В |
5 |
+ |
|
С4 |
Расчеты: массы (объема, количества
вещества) продуктов реакции, если
одно из веществ дано в избытке (имеет
примеси), если одно из веществ дано
в виде раствора с определенной
массовой долей растворенного
вещества.
|
|
В |
4 |
+ |
|
С5 |
Нахождение молекулярной формулы
вещества.
|
|
В |
2 |
+ |
|
- Вывод: содержание, структура и
система оценивания ЕГЭ по химии 2009г и
2010г идентичны.
-
-
Анализ подготовили:
О.В.Закаблук
-
И.В. Берлова
-
|