Сравнительный анализ спецификаций экзаменационной работы по химии ЕГЭ-2009 и ЕГЭ-2010
Сравнительный анализ спецификаций экзаменационной работы по химии ЕГЭ-2009 и ЕГЭ-2010

Структура экзаменационной работы 2010г
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.
Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.
Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.
Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.
Отличия от версии 2009г: НЕТ
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы 2010г

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла
за данную часть работы от общего
максимального первичного балла – 66

Тип заданий

Часть 1

30

30

45,4%

С выбором ответа

Часть 2

10

18

27,3%

С кратким ответом

Часть 3

5

18

27,3%

С развернутым ответом

Итого

45

66

100%


Отличия от версии 2009г: НЕТ

Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (42 из 51), из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».
Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для подтверждения правильности одного из четырех вариантов ответа. Отличие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильного ответа.
Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:
а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;
б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).
3. Расчетные задачи.
Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом, они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы:
– задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;
– задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);
– расчетные задачи.
Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:
– объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
Отличия от версии 2009г: НЕТ

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности
(базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 3).

Таблица 2
Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности
заданий

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий каждого уровня сложности

% от общего максимального
балла (66)

Базовый

30

30

45,4%

Повышенный

10

18

27,3%

Высокий

5

18

27,3%

Итого

45

66

100%


Отличия от версии 2009г: НЕТ

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.
Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.
В части 2 верное выполнение заданий В1–В8 оценивается 2 баллами, заданий В9 и В10 – 1 баллом.
Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.
Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Поэтому приведенные в инструкции указания по оцениванию ответов следует использовать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 66 первичных баллов.

Отличия от версии 2009г: НЕТ
Структура и содержание части А
Таблица 3

Задание

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс. балл

Полное совпадение с версией 2009

Отличие от версии 2009г

А1


Современные представления о строении атомов. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Б

1

-

В версии 2009 дополнительно присутствовала тема: «Изотопы»

А2


Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

Б

1

+

-

А3


Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. Способы образования ковалентной связи. Характеристики ковалентной связи: длина и энергия связи. Образование ионной связи.

Б

1

+

-

А4


Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

Б

1

+

-

А5


Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

Б

1

+

-

А6


Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений.

Б

1

+

-

А7


Общая характеристика металлов главных подгрупп
I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Б

1

+

-

А8


Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Б

1

+

-

А9


Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния.

Б

1

+

-

А10


Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Б

1

+

-

А11


Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.

Б

1

+

-

А12


Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).

Б

1

+

-

А13


Взаимосвязь неорганических веществ.

Б

1

+

-

А14


Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология

Б

1

+

-

А15


Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола.

Б

1

+

-

А16


Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.

Б

1

+

-

А17


Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.

Б

1

+

-

А18


Взаимосвязь органических веществ.

Б

1

+

-

А19


Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Б

1

+

-

А20


Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Б

1

+

-

А21


Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.

Б

1

+

-

А22


Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.

Б

1

+

-

А23


Реакции ионного обмена.

Б

1

+

-

А24


Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Б

1

+

-

А25


Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Б

1

+

-

А26


Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения углеводородов.

Б

1

+

-

А27


Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений.

Б

1

+

-

А28


Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Б

1

+

В версии 2009 дополнительно присутствовала тема: «Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы»

А29


Общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной и азотной кислот, чугуна и стали, метанола). Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Природные источники углеводородов, их переработка. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).


Б

1

+

-

А30


Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчеты теплового эффекта реакции.

Б

1

+

-


Структура и содержание части В
Таблица 4

Задание

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс. балл

Полное совпадение с версией 2009

Отличие от версии 2009г

В1


Классификация неорганических веществ.
Классификация и номенклатура органических соединений.

П

2

+


В2


Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

П

2

+


В3


Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).

П

2

+


В4


Гидролиз солей.

П

2

+


В5


Характерные химические свойства неорганических веществ

П

2

+


В6


Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов.
Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.

П

2

+


В7


Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

П

2

+


В8


Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот;
Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.

П

2

+


В9


Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

П

1

+


В10


Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.

П

1

+




Структура и содержание части С
Таблица 5

Задание

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс. балл

Полное совпадение с версией 2009

Отличие от версии 2009г

С1


Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

В

3

+


С2


Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

В

4

+


С3


Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

В

5

+


С4


Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

В

4

+


С5


Нахождение молекулярной формулы вещества.

В

2

+




Вывод: содержание, структура и система оценивания ЕГЭ по химии 2009г и 2010г идентичны.


Анализ подготовили: О.В.Закаблук
И.В. Берлова

Категория: Химия | Добавил: ymoc (05.12.2009)
Просмотров: 4270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]