Приветствую Вас Гость | RSS
МБУ ДПО

"УМОЦ"
Меню сайта
Категории каталога
Документы [5]
Планы, программы, заявки, приказы, соглашения
Статьи [5]
Публикации
Наш опрос
Обозначьте наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, темы повышения квалификации
1. подготовка учащихся к ЕГЭ
2. реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ города
3. педагогические технологии (предметные)
4. повышение профессиональной компетентности учителя в условиях введения ЕГЭ
5. воспитательные технологии
6. иное
7. обобщение передового педагогического опыта
Всего ответов: 12

Каталог статей


Главная » Статьи » Инновационная работа » Статьи

Сетевая инновационная площадка как форма координации инноваций в территории и фактор развития системы образования

Любезнова Л.В., к. пед.н., методист МБУ ДПО «УМОЦ»

г.о. Королёв

 

Сетевая инновационная площадка как форма координации инноваций в территории и фактор развития системы образования

 

Краткое содержание: в статье рассматривается вопрос организации сетевой инновационной площадки как координатора изменений в образовании на условиях методического тьюторства и научно-методического партнёрства в целях реализации социального заказа территории.

Summary: The article examines the question of organizing a network of innovative platform as the coordinator of changes in education under the terms of methodological tutoring and scientific and methodological partnership in order to implement the social order area.
Ключевые слова: сетевая инновационная площадка, социально-методическое партнёрство, координация инноваций.

Keywords: innovative network platform, social and methodological partnership, coordination of innovation.

 

Начиная с 2000-х годов, инновации в образовании стали ожидаемым явлением: ФГОСы, инклюзивное и дистанционное образование, электронный документооборот. Этому есть своё объяснение. П.А. Флоренский, выделяя этапы развития культуры и общества, писал о двух фазах: ренессансной, полной новых идей, поиска, неустойчивости, и средневековой, готической – стабильной и устоявшейся. Согласно этой классификации, настоящее время относится к ренессансному развитию, а, следовательно, изменения будут продолжаться ещё какое-то время. Их ориентиры даны в Концепции развития дополнительного образования детей и касаются всех компонентов образовательного процесса: подходов, содержания, форм, методов, взаимодействия с социально-педагогическими партнёрами и т.д. Таким образом, определено инновационное пространство модернизации образования.

Однако, анализ современной научно-педагогической литературы - работ А.И. Адамского, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Э.Д. Днепрова, В.В. Краевского, А.П. Тряпицыной и др. показал, что методы организации инновационной деятельности в образовании не всегда отвечают современным тенденциям развития общества, в котором важным ресурсом позитивных изменений выступают интеграция и сетевые формы взаимодействия. По мнению ученых (Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, В.С. Капустина, В.И. Слободчикова, A.M. Цирульникова и др.) проектно-сетевые формы организации профессионального педагогического сообщества являются тем фактором, который поддерживает устойчивость инновационных процессов развития территории. Проектный подход, соединяя в себе исследовательскую, образовательную и преобразующую функции, мобилен и быстрее реализуется на практике.

Главной движущей силой развития инноваций становится учёт динамично меняющихся потребностей и запросов населения, социального заказа. Реализация инноваций может идти как «сверху» - по распоряжению вышестоящих организаций, таки и «снизу», по инициативе образовательных организаций. Благоприятные условия для отработки инноваций создают многообразие и вариативный характер содержания дополнительного образования детей, меньшая заорганизованность и регламентированность по сравнению с общим образованием. Сегодня, как правило, инновационная работа организаций дополнительного образования представлена как разнородная, не связанная между собой совокупность. Методическая «вертикаль» - образовательная организация – научное учреждение, обеспечивает консультирование по проблеме, но не всегда может учитывать интересы территории, и вопрос «Что даёт эта инновационная работа территориальной системе образования?» остаётся открытым. Таким образом, возникает потребность в организации не только «вертикального» взаимодействия с научными организациями, но горизонтальных связей образовательных организаций для решения общих задач. Появляется образ сетевой инновационной площадки, где роль организатора-тьютора осуществляет городской учебно-методический центр. Структура сетевой инновационной площадки пока нормативно никак не закреплена, но на практике может рассматриваться как ресурс и необходимое звено управления и координации профессиональных взаимоотношений педагогов-новаторов. Учебно-методический центр как координационный орган сети самостоятельных структур может усилить интегрированный интеллектуальный потенциал и оптимизировать деятельность разных организаций в получении результата.

Исходя из этого, основным принципом организации сетевой инновационной площадки является социально-методическое партнёрство. Главным смыслом такого сообщества становится обновление педагогической практики, и, в конечном счёте, изменение общества. Целью – разработка и реализация изменений в системе образования, определённых Концепцией развития дополнительного образования детей для более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан. Учебно-методический центр осуществляет консультирование и методическое сопровождение нововведений в образовании. Для реализации цели сформулированы задачи. Это: формирование команды, для проведения инновации, определение форм повышения квалификации, в т.ч самообразования, в рамках неформального и информального образования, совместное обсуждение общих проблем и выработка путей разработки инновации, разработка показателей и критериев эффективности инновационной работы, отработка инноваций на уровне конкретных организаций, проведение анализа и диагностики инновационной деятельности, ретрансляция инноваций и др. Таким образом, на практике проверяется целесообразность вносимых изменений, осуществляется разработка условий и механизмов внедрения новых подходов и способов управления, определяется их значимость.

Особенностью сетевой инновационной площадки является её ризоматическая природа в отличие от линейной. Ризома (корневище) как нельзя лучше отражает структуру сетевой площадки, в которой многочисленные ответвления с одной стороны, «отходят» от общего корня, а, с другой стороны, имеют свободное развитие. Образуется «разомкнутая» сеть внутренней связи, где связующим элементом становится резонансный эффект. Важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства – совместное решение социально-значимых задач.

Сетевая инновационная площадка является способом системных изменений. Основным методом работы сетевой инновационной площадки рассматривается проектирование изменений. Так, тема «Персонифицированный подход в содержании и организации работы дополнительного образования наукограда» имеет конкретные «адреса». В МБУ ДО «ЦРТДиЮ» этот подход отрабатывается с точки зрения формирования инженерного мышления, робототехники, проектной лаборатории; в МАОУ ДО «Центр» Гармония» - развития естественно-научного творчества в детской научной организации «В науку первые шаги»; в МБУ ДО «Центр «Орбита» - инклюзивного образования детей с ОВЗ. Процесс введения инновации проходит ряд фаз: от повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и определения путей введения инновации через реализацию этих методов на практике к осмыслению полученного результата, обобщению и трансляции опыта. По определению Г.А. Игнатьевой, природа инновационной площадки не требует наличие контрольной группы, т.к. инновации внедряются непосредственно в практику, а результативность определяется «установлением соответствия проектируемых условий и механизмов построения практики инновационного образования показателям продуктивности и эффективности инновационной деятельности».

Объединение интеллектуальных потенциалов и ресурсов в сетевой инновационной площадке приводит к получению интегрированного интеллектуального (методического) продукта. Среди базовых компонентов ингегративного инновационного эффекта мы выделяем содержательный, организационно-управленческий и образовательный.

К содержательному компоненту относятся разработка плана постоянно-действующего семинара «Методические основы персонифицированного подхода в содержании и организации дополнительного образования в наукограде», разработка модели персонифицированного образования, разработка методических материалов по выстраиванию индивидуально-групповой образовательной траектории развития обучающихся и т.д.

К организационно-управленческому – создание локальных команд разработчиков, закрепление статуса сетевой инновационной площадки на уровне города, МБУ ВО МО «АСОУ», проведение заседаний временной творческой группы, выступление на методических мероприятиях по проблеме и т.д.

К образовательному – подбор методик и диагностик для составления психологического портрета воспитанника, группы, касса, разработка заданий в соответствии психологической типологией обучающихся, диагностик эффективности дополнительных образовательных программ и т.д.

В завершении, ещё раз подчеркнём актуальность создания сетевой инновационной площадки как нового института формирования системной организации новаций, модели нелинейного взаимодействия, как «наукоориентированной практики» (В.И. Слободчиков), способной менять к лучшему не только образование, но и социум путём проектирования необходимых инноваций с учётом специфика территории.

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ 04.09.2014 №1726-р.http://education-events.ru/2014/09/07/soncept-of-supplementary-education-for-children-adopted/

2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.
3. Инновационная деятельность в образовании (организационно-правовые основы) / сост. Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова, Е.В. Ананченко. Н. Новгород, 2011.

4. Г.А.Игнатьева, А.С. Мольков, Инновационная площадка как место встречи практикоориентированной науки и наукоориентированной практики//Историческая и социально-образовательная мысль. 2012;(3):109-114.
5. Лескина И.Н., Проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород – 2014


 

 

Категория: Статьи | Добавил: ymoc (20.11.2016)
Просмотров: 466 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0