Методические рекомендации по выполненю задания В3, тренировочные упражнения (ЕГЭ, русский язык, частьВ)

Материал подготовлен Черкашиной Т. Б. , учителем русского языка и литературы АОУ ЛНИП, г. Королёв Московской области.

ЕГЭ по русскому языку

ЗАДАНИЕ ВЗ

Словосочетание

В аналитическом отчете ФИПИ о результатах сдачи ЕГЭ отмечается, что многие выпускники, как и в прошлом году, «не смогли решить грамматическую задачу в задании ВЗ типа: Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью «управление». Затруднения экзаменуемых возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относительное местоимение в предложно-падежной форме, местоименное наречие. Ошибки в определении типа подчинительной связи обусловлены неумением экза­менуемых различать лексико-грамматические разряды слов (прежде всего местоимения и наречия), определять их значение, грамматические особенности и функции в речи. Например, анализируя словосочетание заменил новым, в котором зависимая часть выражена субстантивирован­ным прилагательным, ошибки допустили 76% экзаме­нуемых.

Около 80% экзаменуемых не смогли решить граммати­ческую задачу в задании ВЗ типа: Из предложения 1 выпи­шите словосочетание со связью согласование: Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. Затруднения возникали в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания являлось местоимение любого разряда (в данном случае — неопределенное местоимение) в предложно-падежной форме.


Задание ВЗ обычно формулируется следующим образом:

  • Из предложений (указаны) выпишите подчини­тельное словосочетание со связью (указана).

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии (указано).

Не являются словосочетаниями

Конструкции

Примеры

Грамматическая основа пред­ложения

Дождь идет.

Однородные члены предложения

Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д.

Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным

Возле сада (возле — пред­лог); также смеялся (также — союз); будто в сказке (будто — частица)

Фразеологизмы

Стоять на часах, бить бак­луши, играть в бирюльки

Время глагола

Буду читать

Составные глагольные сказуемые

Начал петь, хочу верить, продолжал говорить

Составные именные сказуемые

Считался погибшим, яв­ляется больным

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Менее красивый, самый добрый, всех лучше

Вводные словосочетания

Иначе говоря, коротко го­воря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.

Укажите номера заданий, в которых приведенные приме­ры НЕ являются словосочетаниями.

  1. велел построить

  2. хочу рассказать

  3. гром грянул

  4. большой дом

  5. яркий синий

  6. около дома

  7. буду ждать

  8. прыгающий рядом

  9. всех красивее

  10. она прибежала


  1. более высокий

  2. говорили о чем-то

  3. велела принести

  4. послал навестить

  5. наш класс

  6. твоего решения

  7. дома и улицы

  8. начал петь

  9. хотел позвонить

  10. которого ждали


Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 17, 18, 19.


Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него?

Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить– дополнение (приказал – командир, разгружать будет кто-то). Это словосочетание.

В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, летать буду – я).

В отчете ФИПИ сказано, что «затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является относи­тельное местоимение в предложно-падежной форме, либо местоименное наречие».


Разряды местоимений

Примеры местоимений

Примеры предложений

1. Вопросительные

(С их помощью задается вопрос)

что?кто? чей ? какой ? который ? сколько? каков?

Кто пришел?

Кото­рый час?

Каков ре­зультат матча ? и Т.д.

2. Относительные

(Служат для связи простых предло­жений в составе сложных)

те же, что и во­просительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков

Свобода, о которой мечтали узники, при­шла.

Он поступил опрометчиво, о чем впоследствии сильно жалел.

Тот единст­венный, о ком она ду­мала, погиб в первые дни войны. (Все относительные местоимения в этих предложениях в предложно-падежной форме, т.е стоят в предложном падеже.)

!!! Как определить вид связи в словосочетании, если зависимым словом является относительное местоимение в предложно-падежной форме?

Относительные местоимения — члены предложения, т.к. в придаточной части сложного предложения являются не союзами, а союзными словами.

В этом легко убедиться на примере этого предложения: Свобода, о которой мечтали узники, пришла. Оно сложное: грамматические основы свобода пришла и мечтали узники.

А теперь рассмотрим придаточную часть о которой мечтали узники. Какое слово «прячется» за союзным словом о которой? О чём мечтали узники? Конечно, о свободе!

Поэтому если вам в подобном предложении нужно найти словосочетание со связьюуправление,то вот оно: о которой мечтали илимечтали о которой.

!!!Как определить вид связи в словосочетании, если зависимым словом является местоименное наречие?

Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда.

Я знала, когда он приедет (когда — союзное слово в роли обстоятельства времени).

Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие — когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетаниекогда приедет.)

Правило-подсказка

Если зависимым словом в словосочетании является от­носительное местоимение в предложно-падежной форме, то всегда вид связи в таком словосочетании — управление, а если местоименное наречие — примыкание.

Таким образом, чтобы правильно выполнить это зада­ние, нужно:

  1. найти главное и зависимое слова;

  2. установить, какой частью речи является зависимое слово:

▫ если зависимое слово — наречие, инфинитив или деепричастие, то это словосочетание со связью при­мыкание.

▫ если оба слова изменятся в любом падеже или числе, то это — согласование;

▫ если в словосочетании нет указанных частей речи и слова в нем не изменяются при склонении, то это управление; тем более, если между словами в словосо­четании есть любой предлог.


Согласование:

Зависимое слово: прилагательное, причастие, место­имение, порядковое числительное.

Управление:

Зависимое слово: существительное, местоимение. Примеры: рубить (что?) дрова, верить (во что?) в дружбу, дружба (с к е м?) с одноклассниками, дово­лен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти и т. п.

Внимание! Осторожнее с количественными числительными: все, кроме один, в И.п. и В.п. управляют существительными.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в именительном и вини­тельном падежах управляет существительным, а в осталь­ных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевлённым су­ществительным) управление наблюдается только в име­нительном падеже, а в остальных падежах — согласова­ние.

Внимание! Предлог внутри словосочетания — это при­знак управления: подойти к дому, неукротимый в ярости и т. п.


Примыкание:

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив).

Примеры: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца всмятку, желание учиться, очень добрый и т. п.

Притяжательные местоимения его, её, их не изменя­ются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зави­симыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.

Можно дать следующие практические советы по выпол­нению заданий, связанных с поиском в тексте словосочета­ний определённого типа:

          1. чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;

          2. поиск словосочетания с управлением — это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или су­ществительного ;

3) найти словосочетание с примыканием можно, оты­скав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит. Зависимое слово отвечает на воп­росы как? где? куда? когда? откуда? почему? зачем?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании

1. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы.

2. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Но война еще шла.

3. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Фронт жил своей огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью.

4. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Откуда передают? — спросил я.

5. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь.

6. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.. Третий снаряд разорвался рядом.

7. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. И лишь только жизнь вошла в свою колею, раздались голоса.

8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согла­сование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управ­ление.

Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.

10. Выпишите из предложения словосочетания со связью при­мыкание.

Поиск и сбор кактусов в природе, массовое производство посадочного материала и оборудования, информационное обеспечение — индустрия весьма прибыльная.

11.Выпишите из предложения словосочетание со связью при­мыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе лож­ный стыд, голос светской чести и оскорблённого само­любия.

12. Выпишите из предложения словосочетание со связью управ­ление.

Лайка поняла, что нужно искать то, что поможет выжить.

13. Выпишите из предложения словосочетание со связью согла­сование.

Один час в день свободы и независимости — тоже немало, почти достаточно, чтобы почувствовать себя мужчиной.

14.. Выпишите из предложения подчинительное словосочетание со связью при­мыкание. Это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

15. Выпишите из предложений подчинительное(ые) словосочетание(я) со связью ПРИМЫКАНИЕ. Нет сил так поступить? Пусть первым, считаете вы, окажется другой –тогда вы его простите.

16. Выпишите из предложения словосочетание со связью согла­сование и управление. Я открыл книгу и прочёл несколько строчек про какого-то дядю, но это вовсе не тронуло меня…

17. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Но прежнего страха он уже не испытывал.

18. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Будем ценить свою жизнь.

19. Выпишите подчинительное сло­восочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую передачу «Аншлаг».



Задания

I 1 В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну

  2. давно забытый, когда-то нашёл, на это место

  3. украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахму­рившись

  4. стремиться туда, тихо летали, помнил их

2. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. гораздо меньше, этой новости, искренне полюбил

  2. глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце

  3. заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его

  4. его слова, шёл не спеша, очень важно

3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи

  2. проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал

  3. вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке

  4. вновь повторил, была там, не глядя на него

4. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. пробыла недолго, ожидая встречи, медленно листать

  2. желание вернуться, заново родившимся, всегда пора­жала

  3. сделан по-новому, опять коснулся, перебирая подарки

  4. цвета хаки, утаил на исповеди, не переставая стучали

II

  1. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии ЖИВУЩИЕ СРЕДИ ПУШЕК . Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пушек, а не среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки..

  2. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии СЛЫШАЛИ ЕЕ Они слышали ее, наверное, впервые в жизни.

  3. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии ДАВАЙ РАДИО. — Давай радио...

  4. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии ИЗ САМОГО ЛОГОВА. Из самого логова фаши­стского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка.

  5. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии БЛИЗКОГО К ИЗДЫХАНИЮ. Из самого логова фаши­стского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка.

  6. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии НЕОБХОДИМОСТИ РЕШАТЬ. Победа в баскетбольной встрече не снимает необходимости решать геометрические задачи.

  7. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии КУЛЬТУРЫ ЦЕНИТЬ. У нас нет культуры ценить другого человека.

  8. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии: а).УГЛУБЛЯЮЩЕЕ ДУШУ б). ЕГО ХАРАКТЕР

  9. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии НЕОБЪЯТНОГО НЕ ОБЪЯТЬ. И в этом её не вина, а беда, объяснить которую можно просто: необъятного не объять.

  10. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии С УМЕНИЕМ ЗАМЕЧАТЬ. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками.

  11. Укажите вид подчинительной связи в словосочета­нии ИХ ТРУДОЛЮБИЕ. Мы верим, что их трудолюбие будет замечено.

Категория: Русский язык | Добавил: ymoc (02.04.2013)
Просмотров: 10406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]