-
Методическое письмо подготовлено
на основе аналитического отчета
-
«Результаты единого государственного
экзамена 2009 года»
-
членами федеральной предметной комиссии
по физике:
-
к.п.н. М.Ю. Демидовой, к.п.н. Г.Г
Никифоровым.
-
Научный руководитель – к.п.н. Г.С.
Ковалева.
-
Письмо согласовано с председателем
-
Научно-методического совета ФИПИ
-
по физике, д.тех.н. Г.Г. Спириным,
-
утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.
-
-
Методическое письмо
-
Об использовании результатов единого
государственного экзамена 2009 года в
преподавании физики в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего
образования
-
-
Единый государственный экзамен по
физике является формой государственного
(итогового) контроля и позволяет
установить уровень освоения участниками
экзамена федерального компонента
государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего
(полного) общего образования, а также
эффективно дифференцировать абитуриентов
в соответствии с их уровнем подготовки
по предмету. ЕГЭ по физике проводится
с целью получения объективных и
достоверных сведений о готовности
выпускника к продолжению образования
в учреждениях среднего специального
и высшего профессионального образования
соответствующей специализации.
-
На экзамене используются задания
стандартизированной формы – контрольные
измерительные материалы (КИМ). В целях
обеспечения стандартизации измерения
ежегодно создаются документы,
регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ.
Регламентирующими документами 2010 года
являются:
-
- Кодификатор элементов содержания
и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных
учреждений для ЕГЭ по физике (далее –
кодификатор);
-
- Спецификация КИМ ЕГЭ по физике (далее
– спецификация);
-
- Демонстрационный вариант КИМ для
ЕГЭ по физике (далее – демонстрационный
вариант).
Описание экзаменационной модели по
физике 2009 и 2010 годов
Экзаменационная работа по физике 2009
г. состояла из 36 заданий, различающихся
формой представления и уровнем сложности.
В первую часть работы было включено
25 заданий с выбором ответа. Вторая часть
содержала 5 заданий с кратким ответом,
при этом задания В1 и В2 представляли
собой задания на установление характера
изменения величин, описывающих различные
физические процессы или явления, а
задания В3 – В5 – расчетные задачи с
кратким ответом в виде числа. Третья
часть экзаменационной работы включала
6 заданий: одну качественную задачу и
пять расчетных задач, при выполнении
которых нужно было привести развернутое
решение. Общее время выполнения работы
составляло 210 минут.
По сравнению с экзаменационной
работой 2008 г. число заданий было уменьшено
с 39 до 36. При этом в первой части сокращено
число заданий с выбором ответа, во
вторую часть добавлено одно задание
с кратким ответом, в третью часть –
одно задание с развернутым ответом.
Максимальный первичный балл не изменился.
Структура экзаменационной работы
2010 г. и распределение заданий по
содержанию оставлены без изменений.
Внесены корректировки в форму
представления задания В1, обновлены
критерии оценивания заданий с развернутым
ответом.
Однако при сохранении формы
экзаменационной работы в вариантах
2010 года будет продолжена линия
постепенного увеличения доли «качественных
вопросов» по физике, то есть заданий,
проверяющих понимание сути физических
явлений, умений применять физическую
терминологию для описания явлений, а
не просто воспроизводить те или иные
законы и формулы. Будет расширен диапазон
проверяемых методологических умений,
а также заданий высокого уровня
сложности, для выполнения которых
необходимо обоснование используемой
физической модели.
Ниже дана краткая характеристика
КИМ по физике 2009 и 2010 годов. В экзаменационную
работу включены задания по всем основным
содержательным разделам курса физики:
механика, молекулярная физика и
термодинамика, электродинамика,
квантовая физика. Каждый экзаменационный
вариант КИМ ЕГЭ по физике содержит
задания по всем содержательным темам
перечисленных выше разделов, а по
наиболее важным темам задания
формулируются на разных уровнях
сложности. Число заданий по разделу
примерно пропорционально учебному
времени, отводимому на его изучение.
В КИМ представлены задания базового,
повышенного и высокого уровней сложности.
Задания базового уровня проверяют
усвоение наиболее важных физических
понятий и законов. Задания повышенного
уровня контролируют умение использовать
физические понятия и законы для анализа
более сложных процессов или умение
решать задачи на применение одного-двух
законов (формул). К заданиям высокого
уровня сложности относятся расчетные
задачи, которые требуют применения
знаний в измененной или новой ситуации.
Экзаменационные варианты конструируются
таким образом, чтобы обеспечить проверку
различных видов деятельности: владение
основным понятийным аппаратом школьного
курса физики, владение основами знаний
о методах научного познания, решение
задач различного типа и уровня сложности.
На основе первичных баллов, выставленных
за выполнение всех заданий экзаменационной
работы, осуществляется перевод в
«тестовые» баллы по 100-балльной шкале.
Рособрнадзор ежегодно устанавливает
по каждому общеобразовательному
предмету минимальное количество баллов
ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником
основных общеобразовательных программ
среднего (полного) общего образования
в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего и среднего
(полного) общего образования. Минимальная
граница ЕГЭ по физике 2009 г. была
установлена на уровне 32 тестовых баллов,
что соответствует 8 первичным баллам
(50% от заданий базового уровня, отвечающих
содержанию стандарта базового уровня).
Для достижения минимальной границы
необходимо было правильно выполнить
соответствующее число заданий базового
уровня сложности (из первой и второй
частей работы).
Источник: http://ymoc.my1.ru/ege2010/fizmp2009.pdf |