Инструктивно-методическое письмо об организации воспитательно- образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Министерства образования

Московской области

от 20.11.2009 № 9139-05о/07

 

Инструктивно-методическое письмо

об организации воспитательно- образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях

 

Система образования в Российской Федерации - совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ);

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ);

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ);

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ).

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей и помощь в семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений

(Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, статья 18. п.3).

Дошкольное образование – одно из важнейших направлений развития российского образования. Дошкольное образование является составной частью государственной системы непрерывного образования, дошкольное образование выступает важным механизмом осуществления педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижения обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами (п. 5 в ред. Ф.З. от 01.12.2007 №309-ФЗ).

Программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от12.09. 2008 №666) содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральными органом исполнительской власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

В законе РФ «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и Уставом образовательного учреждения (п.1. ст.32).

Целостность педагогического процесса в ДОУ осуществляется на основе образовательной программы ДОУ.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (п. 6.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

Образовательная программа ДОУ в отличие от школьной должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учетом видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Являясь обязательным компонентом образовательного процесса, дошкольное образование во многом определяет его результативность, особенно в части обеспечения воспитания подрастающего поколения, привития ему нравственных устоев, формирования основополагающих качеств личности (мышление, память, внимание, воображение, речь), адаптации к дальнейшей школе и т.д. Поэтому содержание программ дошкольного образования должно быть предельно выверенным и соответствовать целям и задачам образования, которые установлены законодательными актами.

Сегодня систему дошкольного образования следует рассматривать в качестве одного из факторов укрепления и сохранения здоровья детей.

В связи с развитием различных форм и моделей дошкольного образования, а также для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную программу дошкольного образования, важным является разработка единых требований к условиям содержания детей, к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в нем.

На данный период времени, дошкольное образование не входит в перечень образовательных уровней и ступеней, для которых установлены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.

Работа ДОУ строится на основе «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения.

На февраль 2010 года намечена разработка Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На сегодня также отсутствуют единые критерии оценки и контроля качества дошкольного образования.

В данных условиях, для организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ рекомендуется:

  • образовательную программу разрабатывать в соответствии с конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ, приказом Министерства образования №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

  • образовательную программу ДОУ разрабатывать на основе программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, с учетом вида образовательного учреждения;

  • в работу ДОУ внедрять различные модели обеспечения равных стартовых возможностей получения детьми общего образования;

  • осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • использовать традиционные, инновационные и зарубежные технологии, направленные на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;

  • обеспечивать познавательно-речевое речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

  • взаимодействовать с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • использовать формы, методы и средства организации образовательного процесса согласно возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

  • привлекать высококвалифицированных специалистов к рецензированию образовательных программ ДОУ (т.к. на данный момент отсутствуют нормативно установленные требования к проведению государственной экспертизы по учебно-наглядным пособиям, используемым при воспитании детей в ДОУ).

 

В соответствии с п. 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, исходя из целей и задач, которые определены уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключенного между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, функционируемой учредителем.

Немаловажной составляющей обеспечения качества дошкольного образования является профессиональный уровень педагогов.

 

Литература.
  1. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 1999. – 32 с.

  2. Закон РФ «Об образовании», 1992 г.

  3. Основные и дополнительные программы в ДОУ: методич. пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от12.09. 2008 №666).

Категория: ДОУ | Добавил: ymoc (24.11.2009)
Просмотров: 8626 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]