Находится в разделах: Литература
«Технология учебного диалога на уроке литературы (по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой »)
16.03.2010, 21:57

Статья опубликована в журнале «Литература в школе» № 9 2005 г.

 

Граблина Нина Васильвна –

Заслуженный учитель РФ,

кандидат педагогических наук,

доцент Педагогической академии

последипломного образования

 

 

«Технология учебного диалога на уроке литературы

(по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой »).

 

 
Диалогические отношения –

это почти универсальное явление,

пронизывающее все отношения и

проявления человеческой жизни.

Где начинается сознание,

 

там начинается диалог.

В.С. Библер

 

Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.
Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество.
На уроке общение организуется как своеобразная встреча «моё, твоё, Ваше», как обмен субъектным опытом учителя и ученика. Причем, учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем суциокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального). Но это возможно лишь при серьезном, уважительном отношении к нему, что меняет позицию ученика в общении с учителем. Изменяются не только содержание, но и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причем при активном участии всех школьников.
Учебный диалог предполагает широкое использование субъектного опыта, филологических знаний в интерпретации художественного произведения. Процессуальная сторона выражается в личностном отношении ученика к приобретаемому культурно-историческому опыту.
Диалог как способ отношений разнообразен в своих проявлениях: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – внутреннее «Я», ученик – образовательное пространство, ученик – культурные и социально значимые ценности. Диалог – это многоаспектное общение: вербальное, невербальное, интеллектуальное, эмоциональное, кинестетическое…
В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают различные точки зрения, суждения. В этой ситуации не может быть неправильных ответов. Учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознает, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.
Мастер-класс организуется как встреча различного понимания этого содержания, носителем которого является не только учитель, но и сами учащиеся. При этом знание не «обезличено».
В процессе учебного диалога старшеклассники овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.
На уроке «Самостоянье человека – залог величия его» (по повести В.Распутина) реализуются следующие цели.
Личностные цели:
  • осмысление обсуждаемой проблемы, нахождение в ней личностного смысла;
  • осознание старшеклассниками своей компетентности;
  • самореализация, самоактуализация личности учащегося;
  • развитие рефлексивной способности;
  • овладение способам саморегуляции и самосовершенствования;
  • формирование личностной позиции;
  • усвоение культурных и социально значимых ценностей.
Креативные цели:
- развитие творческого потенциала учащихся.
 
Когнитивные цели:
  • развитие дивергентного и образного мышления, способности к исследовательской деятельности;
  • обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе духовного развития.
Предметные цели:
  • создание на уроке благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • развитие познавательного интереса к литературе;
  • овладение навыком филологического анализа художественного текста;
  • развитие устной и письменной речи.
 

«Самостоянье человека – залог величия его».

(По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

 

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

 

Вступительное слово учителя.

Читает эпиграф и продолжает пушкинские строки:

На них основана от века по воле Бога самого

Самостоянье человека – залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

  • Наш урок по повести Валентина Распутина так и называется «Самостоянье человека – залог величия его». Диалог мы начнем с выяснения значений ключевых слов темы. Как вы понимаете значение слова «самостоянье»?
  • Как вы понимаете значение слова «самостоянье»?
Слово «самостоянье» образовано от прилагательного «самостоятельный». В.И. Даль так объясняет значение этого слова:
«Самостоятельный человек – у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости» (т.4, с. 135)
«Самостоянье» - это ощущение себя твердо и уверенно стоящим на земле, когда никакой, даже самый жестокий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский мыслитель 20 века, Иван Александрович Ильин, удивительно глубоко и тонко объясняет значение слова «самостоянье» так: «чувство собственного духовного достоинства».
  • Как Даль трактует слово «величие»?
«Величие – огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении». (т.1, с.175)
  • Итак, как вы, исходя из значений ключевых слов, понимаете смысл пушкинской фразы и темы нашего урока?
  • Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, «Прощание с Матёрой»
«Прощание» от слова «проститься».
«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
По семантике глагол «прощаться» относится к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом.
- Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.
«Матёра - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».
«Матеретьстановиться матерью, рожать детей».
В повести Распутина Матёра – это остров, и одноименная деревня.
  • Составьте синонимический ряд к этому слову?
Матёра мать - сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина …
  • Какое впечатление производит Матёра?
«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь». (гл. 7) «Остров собирался жить долго».
  • Почему повесть начинается с весеннего пейзажа?
Символично художественное время начала повести.
«… такая наступила кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень… с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара и так всё казалось прочным, вечным…».
Прокомментируйте эту особенность.
  • Если так богата материнская земля, то почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? В деревне остались только старики и старухи.
  • Какая уготована судьба острову?
Произойдет «убиение» Матёры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Не случайно слово Матёра семантически связано с лексемой «мать». Для всех жителей Матёра как родная мать.
«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… ».
  • Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?
Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленным ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.
  • Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?
  • «… будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай», - говорит Дарья. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, все мимо и мимо».
  • Для кого Матёра – «зона затопления», «территория», «хламье»?
Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты… Приходится думать и об этом». «Ты сам… турист». А у туриста взгляды и заботы далеки о хозяйских: охватить программой максимальное число объектов». «Вот и нарушился порядок Матёры».
  • Почему нарушился жизненный уклад деревни?
Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы
жизни, утрата которых невосполнима. Распутин завязывает сложный и мучительный конфликт между человеческим «Я» и прогрессом. Вечная коллизия по-своему представлена в повести.
Поэт Андрей Вознесенский считает:
Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек.
Тревожно вползает в повествование грустная нота: деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая». Не случаен выбор имени героини: Дарья – «сильная», «побеждающая».
С фразы Богодула «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.
  • Чем объясняется в повести такое трепетное отношение к кладбищу?
Обратимся к словарю синонимов З.Е. Александровой.
«Кладбищенекрополь (книж), древнее: могильник; сельское: погост; место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (устар.)»
  • Какой смысл заложен в слове «погост»? Какова его этимология?
C точки зрения ортодоксального православия, кладбища – священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небо, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
  • Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?
«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь ».
Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»? Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.
- Что такое «святотатство»?
  • Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.
  • Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения? Вам было поручено проанализировать этот эпизод (18 глава).
Учащиеся читают свои творческие работы .
 
  • На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?
«… зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёринской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».
«… эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».
Действительно, человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений.Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…
 
- К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу?
Дарья является воплощением вековых нравственных устоев.
Героиня чувствует свою ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Она чувствует ритм времени и покой вечности в их единстве. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много-много раньше. Сколько поколений копило для неё жизненную силу! Она понимает: ты – не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе всё: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная тема ответственности и долга перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется до последнего она. Дарья осознает себя ответчицей за попираемую честь предков. Её служение им – долг, смысл её жизни. Её растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания – зачем тогда приходить на эти могилы».
На этот ответ у Дарьи пока только один ответ.
  • В чем Дарья видит свою правду?
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.
  • Что означает для человека память?
  • Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…». Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»?
  • Чем опасно для человека забвение прошлого?
  • Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?
«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»
«… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало основание Дарье говорить о разорении души матёринцев?
Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».
Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение). Значит, жители остова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека? Почему это произошло? За что Дарье жалко человека?
«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил. Она над им верх взяла… Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».
- Символично описание церквушки в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры?
  • Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила материнцев.
«Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг другу, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один – легче затем освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения». (Сцена пожара).
  • Нанимается в пожогщики Петруха, сама сжигает свою избу Клавдия: она устала от бесконечного деревенского труда, а переселение представляется ей освобождением, выходом в легкую жизнь.
  • Не случайно Андрей спрашивает бабушку Дарью: «… почему тебе человека жалко?» Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.
  • Почему в семье Дарьи произошел распад связи трех поколений?
  • Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. В чем коренится причина «немоты» многих персонажей повести?
- Почему Петруха и Богодул утратили свое подлинное имя? А ведь в имени заложено земное предназначение человека…
  • Раскройте идейно-художественный смысл 11 главы (сцена сенокоса).
Сцена, ставшая смысловым узлом, поэтизирует жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовлетворение от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков.
Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском потопе. Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от слова, от своего имени и памяти о нем.
Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, а духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей.
«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.
В своей книге «Что в слове, что за словом»: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет».
Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матёрой».
У Андрея Вознесенского есть потрясающее стихотворение:

Ты молилась ли на ночь, береза?

Вы молились ли на ночь,

Запрокинутые озера

Сенеж, Свитязь и Нарочь?

 

Вы молились ли на ночь, соборы

Покрова и Успенья?

Покурю у забора.

Надо, чтобы успели.

 

У лугов изумлявших –

Запах автомобилей…

Ты молилась, Земля наша?

Как тебя мы любили!

 
Солнце идет по небу медленно, а закатывается так стремительно, что сердце сжимается от печали. Распутин писал этот закат вечной деревенской, всё определяющей в душе России, пока солнце не закатилось совсем. И мы, как перед лицом смерти, словно впервые видим, какое счастье мы оставляем в своих матерях и своей крестьянской Родине, какую красоту и правду, какую любовь и силу. »… Великий мыслитель И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить её. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, наше земное, отеческое гнездо, наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад».
 
  • Предавая смерти Матёру, что губят люди?
Родовую память, историю, вековые устоявшиеся традиции, «чувство собственного духовного достоинства
  • Почему сцена прощания Дарьи с домом становится идейно-художественным центром повести? Что вкладывает Распутин в понятие «дом»?
  • Что значит дом для старухи?
Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.
Учащиеся читают творческие работы с анализом 20 главы.
 
Заключительное слово учителя.
И.А. Ильин писал: «Современному человеку становится всё яснее, что он живет без святыни и что жизнь без неё будет невозможно вынести. В этом он прав. Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло свое значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего все по-прежнему. Как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде… Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был всегда – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами света… осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно – к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена… Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность…
Современный просвещенный человек… в нем погасло святое пламя сердца. Ему недостает духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершилось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни». (Без святыни. т.3 ,с. 215- 216)
 
  • Что же является той «животворящей святыней», воспитывающей нас «чувство собственного духовного достоинства», «самостоянье»? Что нас делает по-настоящему людьми?
 

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основана от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека, -

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

Так удивительно просто, близко и понятно для сердца каждого, в ком живет эта любовь. Ощущение причастности к жизни многих поколений предков, гордость за свой род и свою семью; привязанность к отчему дому, который согрет теплом семейного очага, к земле, на которой этот дом построен; чувство ответственности за всё происходящее рядом с тобой.
Звучит фрагмент песни «Родительский дом».
Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.
Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает каждому из нас священное право называться Человеком, обрести «самостоянье», духовную и нравственную состоятельность.
 
Категория: Литература | Добавил: ymoc
Просмотров: 306 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]