Статья опубликована в журнале «Литература в школе» № 9 2005 г.
Граблина Нина Васильвна –
Заслуженный учитель РФ,
кандидат педагогических наук,
доцент Педагогической академии
последипломного образования
-
«Технология учебного диалога на уроке литературы
(по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой »).
-
-
Диалогические отношения –
это почти универсальное явление,
пронизывающее все отношения и
проявления человеческой жизни.
Где начинается сознание,
там начинается диалог.
В.С. Библер
-
- Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.
- Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество.
- На уроке общение организуется как своеобразная встреча «моё, твоё, Ваше», как обмен субъектным опытом учителя и ученика. Причем, учитель реализует в ходе такого общения не только свой жизненный опыт в виде собственной позиции, суждений, оценки анализируемой проблемы, но и выступает носителем суциокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального). Но это возможно лишь при серьезном, уважительном отношении к нему, что меняет позицию ученика в общении с учителем. Изменяются не только содержание, но и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причем при активном участии всех школьников.
- Учебный диалог предполагает широкое использование субъектного опыта, филологических знаний в интерпретации художественного произведения. Процессуальная сторона выражается в личностном отношении ученика к приобретаемому культурно-историческому опыту.
- Диалог как способ отношений разнообразен в своих проявлениях: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – внутреннее «Я», ученик – образовательное пространство, ученик – культурные и социально значимые ценности. Диалог – это многоаспектное общение: вербальное, невербальное, интеллектуальное, эмоциональное, кинестетическое…
- В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают различные точки зрения, суждения. В этой ситуации не может быть неправильных ответов. Учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознает, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.
- Мастер-класс организуется как встреча различного понимания этого содержания, носителем которого является не только учитель, но и сами учащиеся. При этом знание не «обезличено».
- В процессе учебного диалога старшеклассники овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.
- На уроке «Самостоянье человека – залог величия его» (по повести В.Распутина) реализуются следующие цели.
- Личностные цели:
- осмысление обсуждаемой проблемы, нахождение в ней личностного смысла;
- осознание старшеклассниками своей компетентности;
- самореализация, самоактуализация личности учащегося;
- развитие рефлексивной способности;
- овладение способам саморегуляции и самосовершенствования;
- формирование личностной позиции;
- усвоение культурных и социально значимых ценностей.
- Креативные цели:
- - развитие творческого потенциала учащихся.
-
- Когнитивные цели:
- развитие дивергентного и образного мышления, способности к исследовательской деятельности;
- обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе духовного развития.
- Предметные цели:
- создание на уроке благоприятного эмоционально-психологического климата;
- развитие познавательного интереса к литературе;
- овладение навыком филологического анализа художественного текста;
- развитие устной и письменной речи.
-
«Самостоянье человека – залог величия его».
(По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин
-
Вступительное слово учителя.
-
Читает эпиграф и продолжает пушкинские строки:
… На них основана от века по воле Бога самого
Самостоянье человека – залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
- Наш урок по повести Валентина Распутина так и называется «Самостоянье человека – залог величия его». Диалог мы начнем с выяснения значений ключевых слов темы. Как вы понимаете значение слова «самостоянье»?
- Как вы понимаете значение слова «самостоянье»?
- Слово «самостоянье» образовано от прилагательного «самостоятельный». В.И. Даль так объясняет значение этого слова:
- «Самостоятельный человек – у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости» (т.4, с. 135)
- «Самостоянье» - это ощущение себя твердо и уверенно стоящим на земле, когда никакой, даже самый жестокий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский мыслитель 20 века, Иван Александрович Ильин, удивительно глубоко и тонко объясняет значение слова «самостоянье» так: «чувство собственного духовного достоинства».
- Как Даль трактует слово «величие»?
- «Величие – огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении». (т.1, с.175)
- Итак, как вы, исходя из значений ключевых слов, понимаете смысл пушкинской фразы и темы нашего урока?
- Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, «Прощание с Матёрой»
- «Прощание» от слова «проститься».
- «Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;
- 2) покинуть что-нибудь, расстаться.
- По семантике глагол «прощаться» относится к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания мысль – «расстаться с одушевленным лицом». Получается, что прощание произойдет с одушевленным предметом.
- - Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.
- «Матёра - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».
- «Матереть – становиться матерью, рожать детей».
- В повести Распутина Матёра – это остров, и одноименная деревня.
- Составьте синонимический ряд к этому слову?
- Матёра – мать - сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина …
- Какое впечатление производит Матёра?
- «Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь». (гл. 7) «Остров собирался жить долго».
- Почему повесть начинается с весеннего пейзажа?
- Символично художественное время начала повести.
- «… такая наступила кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень… с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара и так всё казалось прочным, вечным…».
- Прокомментируйте эту особенность.
- Если так богата материнская земля, то почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? В деревне остались только старики и старухи.
- Какая уготована судьба острову?
- Произойдет «убиение» Матёры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Не случайно слово Матёра семантически связано с лексемой «мать». Для всех жителей Матёра как родная мать.
- «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… ».
- Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?
- Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленным ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.
- Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?
- «… будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай», - говорит Дарья. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, все мимо и мимо».
- Для кого Матёра – «зона затопления», «территория», «хламье»?
- Товарищ Жук так объясняет действия санэпидемстанции: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди… Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты… Приходится думать и об этом». «Ты сам… турист». А у туриста взгляды и заботы далеки о хозяйских: охватить программой максимальное число объектов». «Вот и нарушился порядок Матёры».
- Почему нарушился жизненный уклад деревни?
- Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы
- жизни, утрата которых невосполнима. Распутин завязывает сложный и мучительный конфликт между человеческим «Я» и прогрессом. Вечная коллизия по-своему представлена в повести.
- Поэт Андрей Вознесенский считает:
- Все прогрессы реакционны,
- Если рушится человек.
- Тревожно вползает в повествование грустная нота: деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая». Не случаен выбор имени героини: Дарья – «сильная», «побеждающая».
- С фразы Богодула «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.
- Чем объясняется в повести такое трепетное отношение к кладбищу?
- Обратимся к словарю синонимов З.Е. Александровой.
- «Кладбище – некрополь (книж), древнее: могильник; сельское: погост; место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (устар.)»
- Какой смысл заложен в слове «погост»? Какова его этимология?
- C точки зрения ортодоксального православия, кладбища – священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
- Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небо, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
- Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?
- «Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь ».
- Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»? Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.
- - Что такое «святотатство»?
- Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.
- Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения? Вам было поручено проанализировать этот эпизод (18 глава).
- Учащиеся читают свои творческие работы .
-
- На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?
- «… зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёринской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».
- «… эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».
- Действительно, человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений.Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…
-
- - К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу?
- Дарья является воплощением вековых нравственных устоев.
- Героиня чувствует свою ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Она чувствует ритм времени и покой вечности в их единстве. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много-много раньше. Сколько поколений копило для неё жизненную силу! Она понимает: ты – не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе всё: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная тема ответственности и долга перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется до последнего она. Дарья осознает себя ответчицей за попираемую честь предков. Её служение им – долг, смысл её жизни. Её растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания – зачем тогда приходить на эти могилы».
- На этот ответ у Дарьи пока только один ответ.
- В чем Дарья видит свою правду?
- «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.
- Что означает для человека память?
- Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…». Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»?
- Чем опасно для человека забвение прошлого?
- Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?
- «Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»
- «… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало основание Дарье говорить о разорении души матёринцев?
- Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».
- Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение). Значит, жители остова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека? Почему это произошло? За что Дарье жалко человека?
- «Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил. Она над им верх взяла… Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».
- - Символично описание церквушки в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры?
- Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила материнцев.
- «Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг другу, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один – легче затем освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения». (Сцена пожара).
- Нанимается в пожогщики Петруха, сама сжигает свою избу Клавдия: она устала от бесконечного деревенского труда, а переселение представляется ей освобождением, выходом в легкую жизнь.
- Не случайно Андрей спрашивает бабушку Дарью: «… почему тебе человека жалко?» Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.
- Почему в семье Дарьи произошел распад связи трех поколений?
- Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. В чем коренится причина «немоты» многих персонажей повести?
- - Почему Петруха и Богодул утратили свое подлинное имя? А ведь в имени заложено земное предназначение человека…
- Раскройте идейно-художественный смысл 11 главы (сцена сенокоса).
- Сцена, ставшая смысловым узлом, поэтизирует жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовлетворение от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков.
- Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском потопе. Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от слова, от своего имени и памяти о нем.
- Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, а духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей.
- «Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.
- В своей книге «Что в слове, что за словом»: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет».
- Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матёрой».
- У Андрея Вознесенского есть потрясающее стихотворение:
-
Ты молилась ли на ночь, береза?
-
Вы молились ли на ночь,
-
Запрокинутые озера
-
Сенеж, Свитязь и Нарочь?
-
-
Вы молились ли на ночь, соборы
-
Покрова и Успенья?
-
Покурю у забора.
-
Надо, чтобы успели.
-
-
У лугов изумлявших –
-
Запах автомобилей…
-
Ты молилась, Земля наша?
-
Как тебя мы любили!
-
- Солнце идет по небу медленно, а закатывается так стремительно, что сердце сжимается от печали. Распутин писал этот закат вечной деревенской, всё определяющей в душе России, пока солнце не закатилось совсем. И мы, как перед лицом смерти, словно впервые видим, какое счастье мы оставляем в своих матерях и своей крестьянской Родине, какую красоту и правду, какую любовь и силу. »… Великий мыслитель И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить её. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, наше земное, отеческое гнездо, наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад».
-
- Предавая смерти Матёру, что губят люди?
- Родовую память, историю, вековые устоявшиеся традиции, «чувство собственного духовного достоинства
- Почему сцена прощания Дарьи с домом становится идейно-художественным центром повести? Что вкладывает Распутин в понятие «дом»?
- Что значит дом для старухи?
- Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.
- Учащиеся читают творческие работы с анализом 20 главы.
-
- Заключительное слово учителя.
- И.А. Ильин писал: «Современному человеку становится всё яснее, что он живет без святыни и что жизнь без неё будет невозможно вынести. В этом он прав. Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло свое значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего все по-прежнему. Как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде… Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был всегда – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами света… осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно – к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена… Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность…
- Современный просвещенный человек… в нем погасло святое пламя сердца. Ему недостает духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершилось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни». (Без святыни. т.3 ,с. 215- 216)
-
- Что же является той «животворящей святыней», воспитывающей нас «чувство собственного духовного достоинства», «самостоянье»? Что нас делает по-настоящему людьми?
-
-
Любовь к родному пепелищу,
-
Любовь к отеческим гробам.
-
На них основана от века
-
По воле Бога самого
-
Самостоянье человека, -
-
Залог величия его.
-
Животворящая святыня!
-
Земля была б без них мертва,
-
Без них наш целый мир – пустыня,
-
Душа – алтарь без божества.
- Так удивительно просто, близко и понятно для сердца каждого, в ком живет эта любовь. Ощущение причастности к жизни многих поколений предков, гордость за свой род и свою семью; привязанность к отчему дому, который согрет теплом семейного очага, к земле, на которой этот дом построен; чувство ответственности за всё происходящее рядом с тобой.
- Звучит фрагмент песни «Родительский дом».
- Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России. Повесть Валентина Распутина горяча и тревожна, но через боль ведет к исцелению. Эта книга о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.
- Любовь к родной земле, отчему дому, к своим истокам, традициям дает каждому из нас священное право называться Человеком, обрести «самостоянье», духовную и нравственную состоятельность.
-
|