Находится в разделах: Литература
Сценарий общешкольного праздника ко Дню Победы
15.01.2012, 14:39

Сценарий

общешкольного праздника ко Дню Победы

 

10.01.2012

 

МОУ СОШ№16 г. Королева Московской области

Учитель русского языка и литературы

Заместитель директора по ВР Смирнова Зоя Борисовна


 

  • Цели и задачи:

  • Формирование у детей и подростков интереса к отечественной истории.

  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ.

  • Формирование представления об активной роли человека в жизни общества.

  • Воспитание познавательной активности.

  • Воспитание политической сознательности.

  • Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.

  • Воспитание толерантного отношения к людям разной национальности, укрепление осознания того, что Победа в ВОВ – это заслуга единого народа - советского.

  • Развитие наклонностей к художественному творчеству.

 

  • Оборудование: прожектора для создания светового эффекта.

  • На заднике занавеса большой треугольник - изображение фронтового письма.

  • Фонограммы военных песен, песня Ю.Антонова «Снегири», Я.Френкеля «Журавли»

  • Мультимедийная установка, экран, музыкальная аппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов.

  • Видеоролики или презентации о ВОВ, операции в ДРА или Чечне.

 

  • Вступительное слово

Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной, но нравственные, моральные истоки великого подвига советского народа не перестают волновать не только поколение выживших «всем смертям назло», но и тех, кто знает о ней лишь из книг, фильмов, рассказов ее участников.

Воспитывая молодое поколение, мы постоянно обращаем их внимание на подвиг тех, «что ушли, не долюбив». Стремимся пробудить в юном поколении желание и готовность честно трудиться, идти в ногу с нашим временем, помогаем понять, как выстоял наш народ в минувшую войну, какая жестокая шла борьба и как тяжело досталась победа всему народу и каждому отдельному человеку.

Наша школа имеет давние традиции военно-патриотического воспитания. В школьном музее ДКБФ собран богатый материал о защитниках Родины, героях-балтийцах. В 2005 году на здании школы была открыта памятная доска в честь выпускника нашей школы, погибшего при исполнении интернационального долга в ДРА А.Соловьева. Поэтому это еще одно направление работы нашего Музея.

Сегодня я предлагаю Вам материал для проведения общешкольного праздника, посвященного Дню Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

  1. В актовом зале звучат песни военных лет.

  2. Ветераны входят, рассаживаются.

  3. Музыка смолкает, пауза, звучит метроном.

  4. Инсценировка из поэмы Р.Рождественского «Письмо в ХХХ век».

Можно разбить слова на 3-4 чтецов, создавая эффект многоголосья,

или этот отрывок может прозвучать в исполнении взрослого ведущего.

 

В трёхтысячном

в дебрях большого музейного здания

вы детям

о нашем столетье

рассказывать станете.

О мире,

Расколотом надвое –

Сытом и нищем,

Об очень серьёзном молчанье

Столбов пограничных,

О наших привычках,

О наших ошибках,

О наших руках пропылённых,

Ни разу покоя не знавших.

О том,

Что мы жили непросто

И долг свой

Исполнили...

Послушайте,

Всё ли вы вспомните?

Так ли вы

Вспомните?

Ведь если сегодняшний день

Вам увидеть охота,

Поймите, что значат

Четыре взорвавшихся года,

Четыре зимы

И четыре задымленных лета,

Где жмых - вместо хлеба,

Белёсый пожар - вместо света.

А как это так:

Закипает вода в пулемёте,-

Поймёте?

А сумрачный голос по радио:

«Нами оставлен...» -

представите?

Поймёте,

Что значит

Страна - круговой обороной?

А как это выглядит:

Тонкий

Листок

Похоронный,

Тяжёлый, как оторопь.

Вечным морозом по коже.

Мы разными были,

А вот умирали похоже...

  1. Где-то издалека доносятся звуки песни П.Аедоницкого, сл. Ф Лаубе« Довоенный вальс». На экране проецируется дата 21 июня 1941 год, суббота. На сцене появляются играющие в мяч, бадминтон и др. дети. На заднем плане две-три пары: кто-то разговаривает, кто-то танцует. Музыка громче – пантомимой изображается действие.

Постепенно гаснет свет.

  1. 3 чтеца читают стихотворение Д.Попова «22 июня»

(Чтец 1.) Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

 

(Чтец 2) Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

 

(Чтец 3) Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани: быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть…

 

ИЛИ более известное стихотворение «22июня» С.Щипачева

(Чтец 1) Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

(Чтец 2.) Цветок в росинке весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

(Чтец 3) Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось.

  1. Фонограмма (слышатся звуки разрывов, падающих бомб, звуки метронома.) Зажигается постепенно свет на сцене. На экране дата: 22июня 1941г., воскресенье. Пары замирают, дети оставляют свои игрушки.

  2. На экране демонстрируются хроникальные кадры «Первые часы войны» или кадры из х\ф «Брестская крепость».

  3. ( Чтица Родина-мать в чёрном одеянии появляется на сцене)

Я в кольце железа, Войны и огня:

Параллели сдавили меня, как тиски.

Тяготенье земное легло на меня

Океанами слёз и горами тоски.

Я - живая земля,

Я - цветная земля. Неужели я страшную гибель приму,

И орбита меня захлестнёт, как петля,

В невозможном,

Тяжёлом,

Багровом дыму?

Поскорее, на помощь, мои сыновья!

(О, какая расплата готова врагу!)

Если только вы не поможете мне,

я

Никогда ни за что вам помочь не смогу.

  1. Песня «Так случилось: мужчины ушли...» М. Влади исполняется под гитару.

  2. Отрывок из стихотворения О. Ермолаевой «Моему сверстнику в году 1941»

(Чтец 2) А по степи цветы с поникшими головками,

А по степи туман и запахи войны,

Где же вы теперь, мальчики с винтовками,

Ушедшие в туманный день войны?

 

Слезами матерей хранимые от гибели,

Вы уходили в бой, как будто за порог,

И становились камни плитами могильными

На перекрёстках огненных дорог.

11.Звучит фонограмма песни «Снегири» Ю.Антонова. На экране демонстрируются слайды под содержание песни.

 

Под слова последнего куплета раздаётся голос из-за сцены:

Этот маленький белый листок

Посылаю на фронт я тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

 

Не давая пощады врагу,

На переднем краю находясь,

Знай: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

  1. (Чтец 1) Маленькие затёртые треугольнички - вы хранители истории.

  2. Трое ребят, одетых в форму моряка, летчика и сухопутного бойца, читают письма с фронта.

«Родная! Если Ты получишь это письмо, значит, меня нет, значит, пал на поле боя с думой о тебе, моя далёкая и близкая… Чувство любви к тебе давало мне силу в борьбе, делало меня бесстрашным. Я не знаю, не могу разграничить, где кончаешься ты, и начинается Родина. Она и ты слились у меня воедино. И для меня твои глаза – глаза моей Родины»… (Строки из неотправленного письма лейтенанта Петра Глухого, погибшего во время рывка на вражеский дзот.)

Это могут быть письма, сохранившиеся в семьях учащихся. Зачитывает их «хранитель». На экран можно спроецировать скан оригинала.

  1. Звучит песня «Вспомните, ребята...» исполняется под гитару группой солистов.

  2. (Чтец 3) Война... От Бреста до Москвы - 1000 километров.

От Бреста до Берлина - 1600.

Итого 2600 километров.

Это если считать по прямой.

Если поездом - менее четырёх суток,

Самолётом - примерно 4 часа.

Перебежками и по-пластунски - 4 года.

  1. Звучит фонограмма «Эх, дороги...», а на экран проецируются кадры военных будней.

  2. (Чтец 1) читает на фоне мелодии «Адажио» Альбинони). 4 года! 1418 дней, 34000 часов. И 27 миллионов погибших советских людей по данным послевоенной статистики. Это приблизительно 1500 убитых ежедневно, 700 человек в час, 15 человек в каждую минуту.

27 миллионов погибших на 2600 километров...

Это 8000 убитых на 1 километр, по 18 человек на каждые 2 метра

земли...

  1. (Чтец 2) Люди, внимайте, слушайте, граждане!

Медные горла скорбят.

Пусть откликается каждое, каждое

Сердце на этот набат.

Чтобы оно над святыней не плакало,

Слёзы нам не нужны,

Вы разожгите от вечного факела

Гнев против новой войны.

  1. (Вед. взрослый) Сегодня мы вспоминаем тех, кто погиб на полях сражений Великой Отечественной войны. Не забудем и тех, что уже в послевоенные годы пролили свою кровь, отдали свою жизнь в Афганистане, Чечне, на Таджикской границе, в Южной Осетии тех, кто уходит от нас до сих пор...

  2. Под музыку песни «Журавли...» на сцену выходят ребята, участвующие в перекличке, с поникшей головой, в руках держат свечи. На экран проецируются кадры военных операций в ДРА, Чечне и т.д.

        1. (Чтец 2) Вспомним всех поимённо

Горем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым,

Это надо живым.

Выдержки из сочинений о родственниках, погибших на фронтах ВОВ и списки героев, имена которых как-то связаны с ОУ. Каждый говорящий зажигает свечу, все встают, образуя полукруг, на сцене.

        1. (Чтец 3) Соловьёв Алексей Львович, 1966 года рождения, выпускник нашей школы. Погиб при исполнении воинского долга в Демократической республике Афганистан.

        2. (Вед. взрослый.) Почтим память павших минутой молчания.

        3. Минута молчания («Грёзы» Шумана.)

        4. Исполняется песня бардовская «Облака».

        5. Ветеранам под песню «День Победы» вручаются цветы.

        6. (Чтица Родина-мать в светлом одеянии со снопом колосьев)

-Что мне надо? Скажу по совести: Непременней всего на свете

Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей

Не изведали наши дети.

Чтобы жили они красиво,-

И с людьми,

И с работой ладили,

Чтобы душу мою – Россию

Они чтили как душу матери!

        1. Заканчивается праздник песней «Родная земля» в исполнении хора. Первыми покидают зал ветераны и гости.


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Песня «Довоенный Вальс»


 

Музыка П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе


 

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица,
Вальс, политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном, за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня,
Все ещё живы, все ещё живы, все ещё живы, все, все, все.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
В кинотеатрах идёт "Волга-Волга".
Снова Кронштадт провожает матросов
Будет учебным поход их недолго.

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,
Кружатся чайки над Финским заливом.
Год сорок первый, начало июня,
Все ещё живы, все ещё живы,все ещё живы, все, все, все.

Мимо фасада большого театра,
Мчатся на отдых, трезвоня трамваи,
В классах десятых экзамены завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает...

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне,
Двадцать рассветов осталось счастливых.
Год сорок первый начало июня
Все ещё живы, все ещё живы,все ещё живы,
Все, все, все.

Вальс довоенный напомнил о многом,
Вальс воскресил дорогие нам лица,
С кем нас свела фронтовая дорога,
С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли, и опять за окном тихий вечер,
Смотрят с портретов друзья молчаливо,
В памяти нашей сегодня и вечно
Все они живы, все они живы, все они живы все, все, все.


 


 


 

  1. Текст песни «Вспомните, ребята»

 

Музыка В.Беpковского, слова Д.Сухаpева

 

И когда над ними грянул смертный гром,
нам судьба иное начертала -
Нам, непризывному, нам, неприписному
воинству окрестного квартала.
Сирые метели след позамели,
все календари пооблетели,
Годы нашей жизни как составы пролетели,
как же мы давно осиротели!

Вспомните, ребята, вспомните, ребята, -
Разве это выразить словами,
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами!

Вспомним их сегодня, вспомним всех до одного,
вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого,
кто вместе с ними слышал первую тревогу.
И когда над ними грянул смертный гром,
трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки ярости и муки,
чтоб хотя бы музыка воскресла!

Вспомните, ребята, вспомните, ребята, -
Это только мы видали с вами,
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами!


 


 

3. Текст песни с аккордами «Облака»

В. Егоров

 

1.

Am Dm E

Над землей бушуют травы,

Am Gm

Облака плывут как павы,

Dm G

А одно - вон то, что справа,

C Bb Am

Это я, это я, это я,

F Dm E

И мне надо славы.

 

2.

Ничего уже не надо,

Мне и тем, плывущим рядом,

Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить!

А мы плывем по небу...

 

3.

Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем?

Зачем нас убивают?!

 

4.

А дымок над отчей крышей

Все бледней, бледней и выше,

Мама! Мама! Ты услышишь

Голос мой, голос мой, голос мой,

Всё дальше он и тише.

 

5.

Мимо слез, улыбок мимо,

Облака плывут над миром.

Войско их не поредело -

Облака, облака, облака...

И нету им предела.

 

 


 


 

5. Песня «Родная Земля»


 

Музыка В. Добрынина, слова Л. Дербенёва.

Пpо любимый кpай заветный мой,
Кpай, что я зову pодной землёй,
Лишь в твои пpостоpы возвpащаясь
Я знаю, что веpнулся я домой.

Вот опять, как в детстве, я смотpю
Hа твою огpомную заpю,
И уходят пpочь мои печали,
И вновь я говоpю,
С волненьем и любовью говоpю.

Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Как люблю, земля, твои луга,
Вольных pек кpутые беpега,
Снежною зимой и знойным летом
Ты сеpдцу доpога,
Земля моя, ты сеpдцу доpога.

Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Много стpан на белом свете есть
Где чудес невиданных не счесть.
Много стpан на свете есть, но знаю,
Что счастлив только здесь,
Что счастлив быть смогу я только здесь.

Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Pодная, pодная, pодная земля,
Холмы и pавнины, леса и поля.
Ты добpой судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сеpдце одна.

Использованная литература:

  1. Газета «Досуг в школе», №1, 2001;

  2. Л.И.Василевич, Н.В. Щербенок. «Восьмой урок», «Четыре четверти», Минск, 2000

  3. Р.Рождественский. Поэма «Письмо в ХХХ век»;

  4. Стихи О. Ермолаевой «Моему сверстнику в году 1941»;
    С. Щипачева «22 июня»;
    Д.Попова «22 июня»;
    Мумина Каноата из поэмы «Голоса Сталинграда» в переводе Р.Рождественского;

  5. Музыка Альбинони, Шумана, А. Новикова, Ю.Антонова, Я. Френкеля, П. Аедоницкого, Д.Тухманова, В Добрынина и др.

Категория: Литература | Добавил: ymoc
Просмотров: 283 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]